Статьи

Новости

Двойной удар

 

Для человека, желающего сменить место работы, средства массовой информации - это настоящая тяжелая артиллерия. Газеты о трудоустройстве позволяют соискателю нанести двойной удар. С одной стороны, они открывают доступ к огромному объему информации об актуальных вакансиях в различных сферах бизнеса. С другой - позволяют специалисту разместить на своих страницах резюме и привлечь внимание потенциального работодателя.
 
Двойной удар
 
Если вы недовольны тем местом, которое занимаете - смените его. Вы же не дерево! Джим Рон, американский писатель и философ
Мифология рынка труда
Среди участников рынка труда, как, пожалуй, и любого другого рынка, распространены свои специфические мифы. Рождаются они просто. История личного успеха или поражения одного кандидата, рассказанная и повторенная много раз, постепенно превращается в легенду. После чего другие соискатели зачастую воспринимают этот частный случай как закон, распространяющийся на всех. Так появляются убеждения вроде этого: "Газеты безнадежно устарели. Их больше никто не читает. Сейчас балом правит Интернет!" На самом деле, даже в странах Европы и США, где система домашнего и мобильного Интернета развита гораздо лучше, чем в Беларуси, множество людей самых разных специальностей по-прежнему устраиваются на работу с помощью печатной периодики. Интернет не уничтожил прессу. Он лишь расширил ее возможности.
 
Говорить, что газеты сейчас никто не читает, было бы несправедливо. Только в Минске, далеко не самой большой столице в мире, распространяется несколько изданий о трудоустройстве: "Работа для Вас", "Приглашаем на работу", "Работа сегодня. Из рук в руки", "Требуются". Причем, тиражи у них совсем не маленькие. Например, совокупный недельный тираж по Беларуси газеты "Работа для Вас" - 47 тысяч экземпляров.
Издание "Работа сегодня" еженедельно появляется в продаже в количестве 14750 экземпляров. Так что, несмотря на развитие Интернета, десятки тысяч людей еженедельно читают газеты. К тому же многие руководители компаний и менеджеры по подбору персонала привыкли работать с прессой. "Мы широко используем возможности газет о трудоустройстве для подбора персонала. Размещаем свои вакансии на страницах "Требуются", "Работа для Вас", также даем объявления на "8 канал", сотрудничаем и с региональными газетами, - говорит Наталья, ведущий специалист по кадрам ЗАО "Инсервисстрой". - У нас строительная компания, поэтому нам требуются в основном люди рабочих специальностей. Для закрытия этих вакансий мы не анализируем резюме кандидатов. В данном случае это не главное. Если же нам нужно найти профессионала на руководящую должность, мы обращаемся к резюме специалистов".
Поэтому совершенно неправы те, кто считает печатные издания устаревшим и малоэффективным инструментом поиска нового места.
 
Сила печатного слова
Среди соискателей бытуют еще и такие мифы: "В печатных СМИ публикуются только вакансии из сетевого маркетинга. Найти предложения от серьезного работодателя там невозможно" или "Через газеты подбирают только рабочие специальности и неквалифицированный персонал. Для меня, экономиста с высшим образованием, там ничего интересного не будет". Подобные заблуждения очень легко развеять, просто обратившись к содержанию изданий о трудоустройстве. Например, через газеты ищет себе сотрудников очень известная в Беларуси компания Life:). "Мы активно пользуемся печатными изданиями для поиска персонала. Таким образом мы набираем большую часть администраторов, специалистов по работе с клиентами. Обычно, особенно если требуется сразу много сотрудников, мы размещаем объявления в нескольких изданиях одновременно, - говорит Елена Самсонова, специалист по подбору персонала. - Однако резюме специалистов мы регулярно не анализируем. Обращаемся к ним только в том случае, если ищем профессионала высокого уровня".
Все белорусские газеты о трудоустройстве являются универсальными, то есть содержат объявления о вакансиях самого разного рода и уровня. На более развитых рынках, например в Москве, издаются узкоспециализированные "работные" СМИ. У наших же газет самая широкая целевая аудитория, представляющая собой практически все трудоспособное население: от руководителей до уборщиц и дворников. Информация в них систематизирована по отраслям, и любой читатель, даже впервые взяв газету в руки, может легко отыскать необходимые ему сведения. Для начала посмотрим, какие вакансии имеются в разделе "Экономика" в газете "Работа для Вас". На сегодняшний день там размещены предложения на позиции главного бухгалтера, начальника отдела маркетинга и продаж, ведущего экономиста. Конечно, это должности для людей с высшим образованием и опытом работы. Посмотрим, что имеется в разделе "Розничная торговля". Помимо традиционных вакансий продавцов и администраторов торгового зала, там можно найти предложения для товароведа, заведующего торговым отделом, заместителя директора. Конечно, большинство вакансий в газетах относится к рабочим специальностям и административному персоналу. Однако и людям, рассчитывающим на высокую должность, также не стоит сбрасывать со счетов такой источник поиска работы как печатные СМИ.
 
Кандидат на распутье
Газеты о трудоустройстве дают возможность соискателям действовать в двух направлениях. Во-первых, это, конечно, просмотр и анализ опубликованных объявлений с последующей адресной рассылкой своего резюме и телефонными звонками потенциальным работодателям. Идя этим путем, надо иметь в виду следующее обстоятельство. Объявления прямых работодателей можно разделить на две большие группы - открытые и закрытые. В первом случае компания подробно рассказывает о себе (форма собственности, направления деятельности, дает ссылку на сайт) и открыто заявляет свои требования к кандидату, расписывает будущие должностные обязанности, раскрывает размер заработной платы. Здесь все понятно. Если вакансия приглянулась, вы можете послать резюме либо позвонить и договориться о личной встрече.
Работать с объявлениями закрытого типа несколько сложнее. Действительно, как соискателю реагировать на призыв анонимной компании, которая до личной встречи не хочет разглашать ни предполагаемые обязанности, ни размер заработной платы? Многие просто игнорируют подобные объявления. Тем не менее у рекламодателей, дающих объявления закрытого типа, есть серьезные причины поступать подобным образом. Например, они хотят скрыть от конкурентов, что фирма расширяет свою деятельность и набирает для этого персонал. Однако у кандидата могут появиться резонные сомнения "Если вы желаете сохранить инкогнито, не лучше ли обратиться в кадровое агентство, нежели давать такие безликие объявления? - считает Светлана, кандидат на должность менеджера по маркетингу. - Я уже второй месяц ищу интересную должность по моей специальности. За это время несколько раз обжигалась на подобных объявлениях. Приходила по месту предполагаемой работы и нарывалась на банальный сетевой маркетинг. Не понимаю, зачем они морочат людям голову. Напрасно тратят мое и свое время".
Сталкиваясь с такими объявлениями, каждый кандидат поступает на свой страх и риск. Те, у кого есть достаточно времени на поиски, перезванивают и встречаются с "темными лошадками". Соискатели, которым работа нужна срочно, чаще предпочитают не откликаться на сомнительные предложения.
 
Специалисты рынка труда рекомендуют обращать пристальное внимание на содержание закрытых объявлений. Если неизвестная компания обещает очень высокий оклад человеку без образования и опыта работы, следует задуматься о честности такого предложения. Как правило, хорошая работа и квалифицированный труд - понятия неразделимые. Поэтому главный признак ответственного и честного работодателя - требование от кандидата конкретных профессиональных навыков. А за пустыми щедрыми обещаниями часто скрывается обыкновенный обман. Есть старый анекдот об одном незадачливом кандидате, который откликнулся на объявление: "Срочно требуется человек, умеющий решать сложные проблемы. Зарплата 20 000 долларов в месяц". Его принимает шеф фирмы. Быстро подписывают контракт. Прежде чем отправиться на рабочее место, специалист спрашивает: "Вы уверены, что найдете деньги для такой высокой зарплаты?" - "А это и есть твоя первая проблема".
И второй путь, который может выбрать соискатель, это разместить на страницах печатных изданий собственную презентацию. Если жизненный и профессиональный опыт может поразить работодателя, попытайтесь это сделать. Вы же ничего не теряете. Поиск работы - это не тот случай, когда из двух путей надо выбирать один. Как правило, эффективнее их комбинировать.
 
Настасья Бастова