Статьи

Новости

ХаХа - шутки в сторону

 

Бизнес на слияниях и поглощениях - стандартный, в принципе, способ заработка в мире наживы и чистогана. В нашей небольшой стране он обычно начинается и заканчивается на отдельных деловых проектах. Надо уж очень сильно постараться, чтобы о твоем M&А-продвижении стало широко известно не только в узком кругу заинтересованных. И вот, на прошлой неделе, прецедент был-таки создан. Что любопытно, в сфере довольно традиционной и консервативной - рекрутинге, где рынок вроде как поделен, новых встрясок на нем никак не ожидалось, а число игроков поддается элементарному исчислению. Радоваться этому факту или огорчаться, пока не совсем понятно. Но то, что кадровики и специалисты, занятые поиском работы, под конец года получили хорошую встряску, уже очевидно. Отныне (и впредь?) искать и предлагать работу на известном ресурсе tut.by можно будет исключительно на базе поисково-информационных технологий, представленных известной российской компанией HeadHunter.
 
ХаХа - шутки в сторону
 
Иными словами, портал hh.by, обозначивший свое присутствие в стране пару лет назад, объединился с jobs.tut.by. Выгоды деловых партнеров очевидны. Крупный игрок породнился с мощным - и оба надеются окончательно упрочить положение на и без того малом поле, уйдя в отрыв от конкурентов на пару лет вперед.
Вроде бы как и потребители должны ощутить преимущества нового продвинутого сервиса. Благодаря новым для Беларуси технологиям поиска и отбора анкет, и работодатели, и соискатели получили более качественный сайт. Например, в базу данных белых воротничков с опытом работы в международных компаниях уже не попадет грузчик из Пинска. Поставщики предложений будут заинтересованы в подаче грамотной, развернутой информации о себе, подробном описании должностных обязанностей. А претендент на должность - хочешь-не хочешь, помучается, но все же составит грамотное, полное, хоть и стандартизированное резюме. Обещают исчезнуть и "левые" организации, ибо всю информацию о реальном эйчаре или фирме будут проверять бдительные менеджеры HeadHunter. Соискатель может не бояться, что о его попытках найти новую работу узнает текущий работодатель. И самое главное - "доска объявлений" с открытым доступом к резюме и вакансиям просто-напросто перестала существовать. Вся база данных отныне находится во внутреннем владении rabota.tut.by, информация из нее предоставляется под конкретные требования конкретных HR-ов или кадровых агентств. Заплативших, естественно, за право доступа к анкетам и публикации определенного числа предложений на сайте - в зависимости от выбранного тарифного плана. Претендентов на должность, зарегистрированных на обновленном ресурсе, при заходе на сайт ожидает новая форма поиска работы и, опять же, полное отсутствие привычного списка предложений.
В общем, изменений много. Понятно, что TUT.by и HH надеются "срубить" с нововведения много новых и вкусных выгод. Им, в принципе, и рисковать особо нечем - в Беларуси пока не существует достойной альтернативы TUT. Так что ставить бизнес-эксперименты компания может довольно долго. Даже в такой чувствительной к изменениям и, опять же, консервативной сфере, как белорусский рекрутинг. Объективно ограниченный по качеству и числу предложений и претендентов.
 
Но в данном случае больше интересует другое: удобство для пользователей. Соискателей, прямых работодателей, кадровых агентств. По идее, всякая инновация направлена на улучшение (повышение эффективности, результативности etc…). Вроде как и TUT.by контора серьезная, и HeadHunter в лишних представлениях не нуждается. Не могут они не думать о том, чтобы сделать свой проект максимально доступным. Но…
 
Можно, конечно, молча принять нововведение и продолжать пользоваться популярным ресурсом?! И в первый день, сразу со старта проекта, пользователи именно так и поступали. Набирали знакомый адрес и пробовали разместить информацию. Но через минут пять-десять-пятнадцать многие из них недоуменно покидали портал, так и не поняв, что происходит. Обсуждать огульно некорректно - но вот, например, столичные HR-ы и представители кадровых агентств пока что пребывают в замешательстве. "В совместном проекте "Работа тутбай" появились менеджеры, которые должны общаться с клиентами, размещающими на сайте вакансии. И в идеале должны помочь заказчику. Так вот, эти специалисты не могут ответить на элементарные вопросы. Не один способ связи, влючая скайп, ICQ, электронную почту не работал на этапе выхода компании HeadHunter на наш рынок. Им не дозвониться, не достучаться Люди на первом этапе просто ушли в "подполье". Например, на прошлой неделе я потратил в общей сложности около десяти часов рабочего времени на переговоры по телефону, чтобы разместить вакансию своей компании. Прямой мобильный номер телефона главы проекта HH.by я смог узнать только через сотрудника тут.бай, когда не смог добиться планируемого результата при помощи личного менеджера от HH.by. И был готов звонить в Москву в головный офис HH.ru. Деньги заплачены, а никто помочь не может. Задаешь работнику HH.by, который определен, как личный менеджер твоей компании, вопрос, а он не может на него ответить, обещает перезвонить или переключает на коллегу, и так все по кругу. Очевидно, что персонал HH.by не подготовлен к работе с таким потоком клиентов и не знает своего продукта досконально. Квалификация персонала "Работа тутбай" остается под вопросом. На другом конце провода на любую просьбу отвечали заученной фразой, не понимали, о чём идет речь, не вникали в твои потребности, на простые запросы часто ответить не могли, - делится Дмитрий Новицкий, директор по персоналу компании "Сэльвин". - На сайте в принципе стало невозможным указывать контактные телефоны работодателя, что отбивает у многих кандидатов отбивает охоту откликаться. Люди звонят в отдел персонала и спрашивают, как выслать резюме напрямую, минуя HH.by"
 
Кстати, в Минске уже прошло очередное заседание HR-клуба, организованное консалтинговой компанией "КВАДРАТ" и посвященное как раз вопросу - что делать и как быть с новым-старым порталом jobs.tut.by. В частности, специалисты по управлению персоналом выразили обеспокоенность, каким образом и для чего партнеры проекта, граждане России, будут использовать информацию о белорусских специалистах, и кому отныне эти данные станут доступными. Сейчас каждому нашему соискателю автоматически предлагается рассмотреть "похожие вакансии", в том числе из других стран. И в этом вопросе может встретиться много непредвиденных подводных камней. Например, трудоустройство за пределами Беларуси подлежит лицензированию.
 
"Компания HH.by обещала всю информацию со старого сайта перенести на новый. Обещание пока не было выполнено. Одним и тем же кандидатам будут предлагать вакансии всех работодатели. Возможно, для соискателей это и хорошо, но для работодателей это "пороховая бочка" - есть опасность переманивания, как только специалист получит чуть более выгодное предложение от конкурирующей компании, - делится Светлана Коростелева, директор консалтингового агентства "Квадрат". - Я считаю, что в результате вместо отличного сайта Jobs.tut.by белорусский рынок получил недоработанный низкокачественный продукт, не адаптированный к потребностям и особенностям белорусского рынка. Практически все HR-ы и кандидаты начали искать альтернативные площадки для размещения вакансий и резюме. Сегодня услуги нового проекта стоят уже дороже, но ведь понятно, что это только начало. Здравомыслящие работодатели понимают, что стоимость будет возрастать и дальше. Наученные горьким опытом, и руководствуясь принципом "не клади яйца в одну корзину" многие наниматели и соискатели уже принял решение на будущее не доверять судьбу одному конкретному сайту и не порождать в будущем монополистов на рынке труда".
 
Ресурс использует разработанный компанией HeadHunter собственный, очень продуманный движок и аналитический, скрупулезный, действительно серьезный подход к поиску и отбору вакансий. Доска объявлений и рядом не стояла. Но одновременно сложность эта способна вызвать и отторжение - пользователю нужно время, чтобы элементарно освоить навигацию и особенности работы на новом ресурсе. Конечно, обновленный портал jobs.tut.by нуждается в доработке и доделке. Это признали и сами инициаторы проекта во время прошедшей на днях конференции "Онлайн-рекрутмент без потери времени и денег". "Да, в Минске мы не смогли справиться с потоком звонков, которые посыпались на нас из Беларуси после старта проекта. Сказались непредусмотренные технические трудности и то, что желающих оказалось непредвиденно много. Притом, основные специалисты, которые заняты обслуживанием заказчиков, размещены в Ярославле. Пришлось задействовать их. Сейчас решаем проблему", - отметила Ольга Мананникова, директор по маркетингу и PR компании HeadHunter. - В конце декабря и в январе состоятся обучающие занятия, на которых будет объяснено, как пользоваться всеми возможностями портала".
 
Проект, конечно же, продолжает работать, но огрехи и новые непредусмотренные вопросы появляются каждый день. При том, что больше всего их возникает не у соискателей, а у работодателей. Немудрено - на просьбу собравшихся в зале объяснить, почему же мнение белорусских кадровых агентств и эйчаров не было учтено перед запуском нового ресурса, Юрий Вировец, руководитель группы компаний HeadHunter, сказал примерно следующее: "Если бы мы учитывали и долго исследовали мнения всех сторон, то не сдвинулись бы с мертвой точки. Потому что эти взгляды были бы совершенно противоположными. У компании большой опыт развития проектов и в Украине, и в Казахстане. Поэтому мы уверены, что и здесь ресурс принесет большую пользу, получит развитие".
 
Вообще, если г-н Вировец не лукавит, ответ, мягко говоря, несерьезный для топ-менеджера, причем международного уровня. Заход на рынок без изучения предпочтений будущих заказчиков, а только лишь основанный на уверенности в собственных силах и на основе прошлых оценок успешности, может позволить себе разве что начинающая неопытная компания с непомерно раздутым бюджетом и еще более завышенными амбициями. Но никак не акула калибра HeadHunter. Если она плывет, конечно, не по траектории окончательного воздвижения монополии на рынке. Тогда действительно, можно и не учитывать, и не спрашивать - зачем? Хотя больше создается впечатление, что регион "Минск и остальные города" москвичи рассматривают как не очень серьезный или значимый. Оттого и отнеслись к проекту не столь обстоятельно. Это объясняло и некоторую путницу в цифрах, которые озвучивали российские участники конференции. И сами вопросы, обращенные к залу, а-ля "а вы знаете, что такое вебинары?" или объяснение о шутливом названии портала hh.bу - ха-ха.бай…
 
Также, коллег из РФ мог просто взволновать поток критических вопросов - про непонятки в получении результатов поиска, про уместность и нужность некоторых услуг и идей, от которых заказчик отныне просто не сможет отказаться. А может, совладельцы проекта изначально настроились, что заход на белорусский рынок - дело легкое. Дескать, здешняя публика даже не в курсе простых вещей, возьмем аудиторию на раз…. Так, по-крайней мере, кажется со стороны, когда речь идет о планах развития нового портала rabota.tut.by. Позицию можно охарактеризовать как "у нас еще не все работает. Но вы поймите, мы только начинаем, скоро исправим ситуацию, вы подождите-потерпите, пожалуйста". Оптимистом здесь оказался как всегда спокойный Юрий Зиссер, гендиректор УП "Умные программы", руководитель Tut.by. Он не скрывал - за всю многолетнюю практику работы, любой его новый проект всегда встречал сопротивление, но затем непоременно выруливал на положительный результат.
 
Вопрос только во времени: когда это сопротивление будет сломлено? Тем, кто ищет и предлагает работу, ждать особо не приходится. Да и, как обычно и бывает, не особо хочется. Интересы бизнеса, понятно, и есть интересы бизнеса. Но проблемы трудоустройства - это дело все-таки очень личное и личностное, да и определенные тонкости в каждой стране свои. Это тоже деловая специфика, от которой трудно отмахнуться.
Ксения Дронова