Статьи

Новости

Испорченный телефон, или Как наладить обратную связь с работодателем?

 

Когда-то дети любили забавляться игрой в "испорченный телефон". Разбивались на две команды, ведущий загадывал какую-нибудь мудреную фразу и шепотом передавал ее соседу, тот - дальше. Как правило, к концу цепочки задуманное выражение изменялось до неузнаваемости. Побеждала та команда, которая смогла без искажений передать сообщение. Эта незамысловатая игрушка по своей сути очень похожа на процесс коммуникации, который происходит между соискателем и работодателем. Первый, отзываясь на предложение о вакансии, приходит на собеседование и во всех красках описывает собственные возможности и достижения, то есть передает второму игроку заветную фразу "я именно тот, кто вам нужен". Однако проследить и проконтролировать дальнейший путь этого послания довольно сложно. Как его восприняла вторая сторона? Поняла ли? Что решила? И как в данном случае поступить соискателю: покорно ждать ответа или попытаться наладить обратную связь самому?
 
Испорченный телефон,
или
Как наладить обратную связь с работодателем?
 
Первое знакомство
Соискатель пребывает в неведении как минимум два раза. Сначала он делает рассылку своих резюме по различным адресам еще совсем незнакомых работодателей и ждет от второй стороны хоть какого-нибудь отклика. На данном этапе ответ получают, как правило, только те кандидаты, CV которых по основным параметрам подходит под требования должности. Некоторые фирмы сразу предупреждают, что ответят только тем, кто их заинтересует. Например, в компании "КРАФТТРАНС" принята следующая схема работы. "Когда получаем резюме от соискателя, пишем ответ: "Спасибо за внимание к нашей компании. Ваша кандидатура будет рассмотрена. В случае положительного решения наш менеджер по персоналу свяжется с вами", - пояснили в отделе кадров организации. Однако во многих компаниях такой оговорки не делают и просто не отвечают на неинтересные для них предложения.
Стоит ли обижаться на работодателей за такое невнимание? Ну, представьте себя в такой же ситуации. Вы, высококлассный и востребованный на рынке специалист, размещаете объявление о том, что готовы сменить работу. Каждый день вы будете получать десяток предложений от организаций, желающих заполучить в свои ряды настоящую "звезду". Вы бегло просматриваете заявки и понимаете, что половина из них вас совершенно не устраивает. Станете ли вы обзванивать всех и сообщать о своем отказе? Вряд ли… Вот и работодатель пытается сэкономить свое время.
 
Большинство соискателей понимают, что в данном случае молчание можно расценивать как вежливый отказ. Они не тратят время, не волнуются в ожидании ответа, а просто рассылают новые порции резюме в другие компании. Хотя есть и исключения.
"Я для поиска работы придумала целую систему, на мой взгляд, очень удобную, - рассказывает Елена Стрельцова, менеджер по рекламе. - Каждое утро я вносила в таблицу контакты работодателей из свежих объявлений. Помечала, кому из них я отправила резюме. На следующий день я перезванивала каждому из них и уточняла, получили ли они мое письмо, и когда можно будет узнать результат. Эти данные я также помечала в таблице. В результате, открывая свои записи, я видела, с кем и когда надо связаться. Это очень удобно и помогает не запутаться во всех многочисленных потенциальных работодателях, с которыми приходится иметь дело во время активного поиска. Причем, по опыту могу сказать, что звонки не были бесполезными. Несколько раз прямо при мне мое резюме находили в базе и приглашали на собеседование. Отрицательный ответ в данном случае - это тоже хороший результат. После этого я вычеркивала несостоявшегося работодателя из списка и больше не тратила на него время". Как призналась Елена, на тот момент она очень остро нуждалась в работе, поэтому и была готова тратить буквально сутки напролет на коммуникацию с различными компаниями. Согласны ли вы вести точный учет и обзванивать каждого потенциального работодателя, решайте сами. Хотя, судя по опыту бывалой соискательницы, эти усилия не пропадут даром…
 
Роман с продолжением
Однако все это еще цветочки. Настоящие муки неведения у соискателя начинаются после прохождения собеседования. Еще бы, одно дело - просто отправить письмо на незнакомый адрес, и совсем другое - прийти в указанное время на встречу, подробно рассказать о себе, детально расспросить о компании, обсудить все нюансы, выполнить тестовое задание. В конце собеседования вам, скорее всего, улыбнутся и приветливо скажут: "Мы вам обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО перезвоним". И вот тут вы начинаете действительно ждать со всеми вытекающими отсюда сомнениями и волнениями. "Ответа нет день, два, неделю. Сколько еще времени нужно? Если бы выбрали меня, уже бы давно сообщили. Может, пора искать другие варианты? А вдруг упустишь самое интересное предложение?"
Мы попросили профессионалов рынка труда помочь разобраться в этом вопросе.
 
Оксана Старостина, специалист по подбору персонала КА "Альфапремиум"
"Прежде всего, стоит на самом собеседовании уточнить, каким образом будет организована дальнейшая обратная связь. Спросите, кто будет инициировать звонки, когда именно с вами свяжутся. Если работодатель обещал в течение 2-3 дней принять решение, то по окончании этого срока соискатель сам может позвонить и поинтересоваться о своей кандидатуре. Будьте смелее и активнее. Работодатель мог просто забыть ответить всем кандидатам. Кроме того, может быть, что решение по вашей кандидатуре уже принято, но оно отрицательное. Не секрет, что хорошие новости люди обычно с легкостью и удовольствием сообщают друг другу, а плохие - далеко не всегда. Поэтому если не хотите долго пребывать в неведении, берите инициативу в свои руки.
В этом вопросе следует отметить еще одну деталь. Если человек ищет работу через кадровое агентство, то для выяснения результатов лучше связываться со своим менеджером по персоналу. Мы координируем и организуем все процессы коммуникации между двумя сторонами, а работодатель может быть слишком занят, чтобы заниматься этими делами. Однако в редких случаях, когда речь идет о топовых позициях, и кандидат уже успел пройти серьезный отбор, состоявший из нескольких этапов, наладил связь с работодателем, имеет смысл звонить ему напрямую".
 
Дарья Аниськова, менеджер по персоналу ООО "ОМА"
"Я обычно прошу перезванивать самим и узнавать результат, при этом очерчиваю сроки. Делаю это вследствие того, что времени для обратной связи кандидатам практически никогда нет. Только поэтому. Но если обещаю, обязательно стараюсь перезванивать. Период подбора зависит от уровня позиции, на которую происходит поиск человека, и может длиться, в среднем, от двух недель до нескольких месяцев".
 
Татьяна Напрушкина, руководитель департамента кадрового менеджмента и рекрутинга компании "XXI ВЕК-КОНСАЛТ"
"На мой взгляд, условия обратной связи следует оговаривать в конце собеседования. Можно уточнить у работодателя примерные сроки, которые ему потребуются для принятия решения. Затем поинтересоваться: "если в течение недели вы мне не ответите, могу ли я сам связаться с вами?" Также следует выяснить, в какой форме (по телефону, по почте) работодателю было бы удобнее дать ответ.
Если же по какой-то причине соискатель во время собеседования не смог уточнить эти детали, все равно можно звонить и интересоваться результатами рассмотрения вашей кандидатуры. Кстати, работодатели во время выбора сотрудников, как правило, отмечают для себя активность и сильную мотивацию того или иного соискателя. В данном случае глубокая заинтересованность результатами собеседования может быть истолкована в вашу пользу.
В любом случае следует иметь в виду, что отсутствие ответа само по себе еще не означает отказ. У работодателя, который не сообщил в указанный срок о результатах собеседования, для этого могут быть самые разные причины. Например, какие-нибудь форс-мажорные обстоятельства могли заставить его немедленно уехать в командировку или он мог заболеть. Поэтому соискателю лучше звонить и узнавать результат, а не оставаться в неведении".
 
Таким образом, профессионалы рынка труда сходятся во мнении, что соискателю следует брать инициативу по налаживанию обратной связи с работодателем в свои руки.
 
Настасья Бастова