Статьи

Новости

Национальные особенности "охоты" ...на людей

 

Еще до кризиса понятие хедхантинг было у всех на слуху. Про "охотников за головами" складывали легенды: мол, они способны решить любую кадровую проблему работодателя. А как обстоят дела сейчас? Насколько реально для белорусского специалиста получить хорошее предложение от хедхантера? И, главное, стоит ли на него "клевать"?
 
Национальные особенности "охоты" ...на людей
 
Звезда на заказ
Начнем с того, что в Беларуси хедхантинга нет. Именно такое мнение высказала Наталья Панькова, директор кадрового агентства "Раз и навсегда", чем, честно говоря, весьма озадачила корреспондента Е-Топ-Персоны. "Ну, назовите мне хоть одного белорусского хедхантера?" - поинтересовалась Наталья в ответ на мое предложение рассказать о нынешней ситуации в данной области.
А ведь действительно, все материалы, которые появляются в Интернете, касаются "охотников за головами" вообще и в лучшем случае раскрывают некоторые особенности западной или российской практики. Про Беларусь ни слова. Оказалось, информационный вакуум объясняется очень просто - отсутствием явления как такового.
Дело в том, что хедхантинг в классическом понимании - услуга довольно специфическая, более того, эксклюзивная, до которой наш рынок просто "не дорос". Даже в странах с куда более развитым капитализмом количество людей, нанятых таким образом, чрезвычайно мало. Как правило это ведущие топ-менеджеры, настоящие "звезды", которые реально влияют на развитие своей сферы. По сути, хедхантинг - это даже не поиск сотрудника, потому что специалисты, которые потенциально могут попасть в поле зрения заказчика, не нуждаются в рекламе, их и без того все знают. "Охотник" ищет не человека, а методы, которыми "звезду" можно переманить, иначе говоря, работает с мотивацией. А вот как убедить специалитса, который уже достиг в своей компании головокружительных высот, оставить место и перейти к конкурентам? Задачка не из простых. И оплачивается такая услуга соотвествующим образом.
"Охота" на конкретного человека в Беларуси не практикуется. Наш клиент еще не готов платить за такую услугу, - отмечает Наталья Панькова. - В данном случае гонорар посредника примерно равняется квартальному окладу специалиста". А месячные зарплаты у топов, понятное дело, исчисляются не сотнями долларов…
 
Профессионалы wanted
С одной стороны, работодатель не готов вести "охоту на людей", а с другой, и специалистов, которые бы прогремели настолько, что успели вызвать зависть у всех конкурентов, у нас также нет. Словом, рынок "не созрел". Однако значит ли это, что в Беларуси компании в принципе не переманивают сотрудников друг у друга? Конечно, не значит. Просто в нашем случае работодатель ставит задачу не "завербовать" конкретного человека, а найти на рынке специалиста, который бы компетентно справлялся с определенными обязанностями. А последние, в свою очередь, часто бывают заняты… С этой проблемой и справляются белорусские рекрутеры и называют такую услугу executive search.
По словам Натальи Паньковой, в сфере executive search в последнее время стало наблюдаться оживление. "Клиенты снова готовы говорить о развитии бизнеса. Компании открывают новые направления деятельности, создают проекты, для ведения которых им требуются высококвалифицированные специалисты. А хорошие профессионалы часто бывают заняты", - поясняет Наталья Панькова.
Словом, нельзя сказать, что после того, как финансовый кризис пронесся над Беларусью, на рынке труда освободилось множество классных работников и компании могут, не прибегая к сложным рекрутинговым процедурам, закрыть все вакантные позиции. Да, некоторые достойные специалисты взяли паузу, но в основном настоящие профессионалы остались при местах, считает Наталья Панькова. И сейчас, когда многие бизнесы меняют выжидательную тактику на более активную, спрос на квалифицированных сотрудников растет. Более того, работодатели снова стали готовы обсуждать вопрос повышения заработных плат, согласны вкладывать в персонал, что играет немалую роль в процессе executive search.
Но что данные особенности рынка труда сулят соискателям?
 
Обратная реакция
А это значит, что в один прекрасный момент всякий занятый и востребованный профессионал может получить весьма заманчивое предложение… Хотя самих кандидатов в этом вопросе, вероятно, больше всего интересует "обратная реакция". Иначе говоря, как повести себя с рекрутером так, чтобы остаться в выигрыше? Стоит ли "клевать" на приманку конкурирующей компании? Или все-таки лучше ответить невозмутимым отказом, а в случае необходимости связываться с работодателем по собственной инициативе?
Пожалуй, возможных стратегий здесь столько же, сколько личных историй кандидатов. Допустим, моя знакомая журналистка, которая уже давно работает в специализированной деловой прессе, рассказала, что на новую работу ее именно переманили. "В нашей стране сфера недвижимости, о которой я пишу, довольно узкая. Профильных изданий немного. Все мы знаем друг друга буквально в лицо, - говорит Елена. - Когда учредитель одного журнала решил выпустить приложение по нашей теме, естественно, редактора стал искать среди своих. Мне поступило предложение. Сразу я не согласилась, но и не отказалась. Сказала, что готова обсудить. Еще несколько месяцев мы встречались, говорили о новом проекте и, главное, о моей роли в нем. В итоге меня все-таки переманили. Причем, не деньгами - здесь я выиграла немного. Руководитель нащупал мое больное место - сказал, что даст большую свободу творчества, что хочет создать непохожий на конкурентов проект. А это как раз то, чего мне не хватало на прошлом месте". В целом, по мнению Елены, профессионал должен быть всегда открыт новым предложениям, идеям, проектам. И если кто-то хочет его "завербовать", не стоит сразу "хлопать дверью", лучше для начала все обсудить, обдумать, может, это именно то, чего вы всегда хотели.
 
А, например, менеджер по продажам Иван настроен совсем не так открыто. "Что-то мне не очень верится в то, что мне ни с того ни с сего кто-то позвонит и предложит в два раза большую зарплату. Для этого нужно быть, по меньшей мере, каким-нибудь гуру продаж. Простых смертных это не касается, - сомневается Иван. - Хотя в моем случае подобным образом мог бы поступить нынешний директор. Слышал, некоторые так делают: рассылают своим подчиненным письма с заманчивыми предложениями, потом увольняют тех, кто согласился. Такой поворот событий мне кажется более вероятным. В общем, я откажусь. Во-первых, потому что не собираюсь сейчас менять работу. Во-вторых, если и решу подыскать новое место, сам обращусь к интересным работодателям".
По мнению Натальи Паньковой, в данной ситуации невозможно дать соискателям каких-либо общих советов о том, как вести себя с рекрутером. Есть различные жизненные ситуации и, соответственно, различные решения. И все же, какой бы выбор вы ни сделали, Наталья Панькова рекомендует всегда оставаться последовательным в развитии личной карьеры: "В действиях специалиста на рынке труда должна быть логика, поэтапность становления карьеры. Всякий раз, принимая решение о смене места работы, задавайте себе вопрос: зачем мне это нужно, какой новый этап откроет для меня эта должность. Такой подход в конце концов приведет вас к успеху".
 
Настасья Бастова