Статьи

Новости

Новый наряд кандидата

 

"Встречают по одежке", - неустанно твердят народные мудрецы. Этот нехитрый закон действует и на рынке труда. Пока работодатель не получил возможности лично ознакомиться с умом, знаниями и навыками кандидата, единственный доступный ему ресурс - резюме. Именно этому "наряду" он выставляет свои первые оценки. И если соискатель подобрал не тот "фасон", шанса блеснуть эрудицией может и не представиться.
 
Новый наряд кандидата
 
"Платье и облачает, и разоблачает человека".
Мигель де Сервантес
Трудовая мода
Резюме - наряд консервативный. Годы идут, а требования к его содержанию почти не меняются. Классики "трудовой моды" выделяют несколько основных блоков, без которых кандидату никак нельзя обойтись. Конечно, резюме должно начинаться с кратких личных данных: фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, наличие детей, контактная информация. Далее следует цель, то есть название той должности, на которую претендует кандидат. Затем работодатель ожидает увидеть раздел "Образование". Здесь в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места учебы, соискатель перечисляет названия учебных заведений, факультетов, указывает присвоенную ему квалификацию. Потом идет, пожалуй, самый важный раздел - "Опыт работы". Этой части резюме следует уделить особое внимание и подробно расписать даты начала и окончания работы, название компании и сферу ее деятельности, название должности и количество подчиненных, если таковые имелись, описать должностные функции, уровень ответственности и полномочий, привести примеры конкретных достижений.
"В контексте профессионального опыта кандидата обязательно следует отметить свои достижения, - считает Людмила Снегирева, заместитель директора КА "Коллекция открытий". - К сожалению, многие соискатели повторяют одну и ту же ошибку. Они перечисляют названия компаний, в которых трудились, и не указывают содержание бизнеса той или иной фирмы. Например, пишут: "2008-2009 гг., "Пупкин & Ко", экономист". Подобные сведения не раскрывают профессиональных компетенций соискателя. Помимо названия компании и периода своей работы в ней, я бы порекомендовала кандидатам указывать круг своих функциональных обязанностей и отмечать важнейшие достижения".
Затем можно указать дополнительные знания и навыки, которые смогут прибавить вам конкурентных преимуществ: владение различными компьютерными программами, знание иностранных языков, водительские права и так далее. И под занавес перечислить те качества вашей личности, которые будут незаменимы для конкретной должности. "Главное, чтобы в резюме присутствовала логика изложения, - отмечает Светлана Нечай, заместитель директора КА "Раз и навсегда". - Информации должно быть достаточно, но не в избытке. Например, мало просто написать, что кандидат имеет высшее образование. Надо указать вуз, факультет, присвоенную квалификацию".
Вот, по сути, и весь джентльменский набор, который позволит кандидату на любом собеседовании выглядеть достойно.
 
Законы кройки и шитья
Все было бы хорошо, если бы не одно неприятное обстоятельство. Кандидат кроит и шьет свой новый наряд несколько часов или даже дней, а вот работодатель или рекрутер уделит ему всего пару минут. Как же сделать так, чтобы даже при беглом взгляде на резюме соискатель предстал бы только в самом лучшем свете?
По законам кройки и шитья, резюме должно иметь ярко выраженную структуру, чтобы работодателю не пришлось тратить драгоценное время на попытки разобраться в витиеватых мыслях соискателя. Идеальный объем - 1-2 страницы. Меньший по размеру наряд смотрится как-то несерьезно, больший - никто не дочитает до конца. В этом вопросе ценятся ясность мысли и краткость изложения. Докажите умение отделять зерна от плевел, то есть важное от второстепенного, и вместите 5 лет трудовой жизни в одну страницу текста.
Резюме - это наряд в официально-деловом стиле, в котором мелкие рисунки и вычурные формы совсем не приветствуются. Не стоит использовать декоративные шрифты и графические картинки, сложные рамки и специальные символы. Будьте проще - печатайте распространенными шрифтами Times New Roman или Arial. Они, по крайней мере, установлены на каждом компьютере. Следите за размером - кегль от 10 до 14 лучше всего воспринимается глазом. Применять больше двух шрифтов также не рекомендуется. Для выделения важных частей лучше использовать Bold (жирный) и Italic (курсив), допускается добавление нумерованных списков. В качестве элемента выразительности можно прикрепить собственную фотографию, но выполненную только в деловом стиле, как в паспорте.
 
"В век информационных технологий можно больше внимания уделять оформлению резюме, - говорит Светлана Нечай. - Рекомендую тщательно проверять правописание, подбирать шрифты, выделять главные элементы. Информация, поданная таким образом, воспринимается гораздо легче".
Пожалуй, наилучшая программа для составления резюме - это Microsoft Word. Простейшие текстовые редакторы, такие как "Блокнот", не предоставляют стольких возможностей в оформлении. С помощью Word можно создать небольшие по объему, но красивые и аккуратные файлы, соответствующие всем ожиданиям работодателей и рекрутеров. Хотя в некоторых случаях необходимо и дополнительное программное обеспечение. "Мне уже несколько раз приходилось менять работу. Всякий раз, отправляя резюме, я прикреплял к нему презентацию в Power Point или Corel Draw, - рассказывает Сергей Терентьев, дизайнер. - Для дизайнера это обязательное условие. Все работодатели хотели сначала посмотреть мое портфолио, а уже потом принимали решение, подхожу я им или нет. Мне кажется, что в моем случае реальные выполненные проекты имели даже большее значение, чем образование или стаж трудовой деятельности".
 
Выход в люди
Пошив собственного наряда - это, конечно, серьезно. Но не менее важный момент - это выход в люди, то есть рассылка резюме в кадровые агентства и напрямую потенциальным работодателям. Здесь тоже есть свои хитрости. Главная из них - помните, что вы на рынке не один. Работодатель ежедневно может просматривать десятки резюме различных специалистов, а рекрутер - и вовсе сотни. Поэтому надо облегчить им жизнь и сделать процесс ознакомления с вашим резюме максимально простым.
Как правило, в наше время все пользуются электронной почтой. Грамотный соискатель отправит свое резюме в виде вложенного DOC файла с коротким сопроводительным письмом. Причем, не надо делать рассылку. Работодатель, вероятно, не очень обрадуется, если в графе адресатов увидит нескольких своих прямых конкурентов. По той же причине (одновременного присутствия на рынке многих соискателей) лучше давать своему резюме уникальное имя, а не просто resume.doc. Пожалуй, самый удобный для менеджера по кадрам вариант - это название в виде фамилии кандидата и должности, на которую он претендует, например, petrov_economist.doc.
Чтобы сэкономить время работодателя, следует высылать небольшие по объему файлы. Документы в формате Word довольно легкие, а вот прикрепленная фотография может оказаться неподъемной для не самого скоростного Интернета. Причем, в данном случае отправление тяжелого письма архивом - не самое лучшее решение. Менеджеру придется тратить время на распаковку. Более того, на его компьютере может быть не установлена необходимая программа. Соответственно, большие изображения надо редактировать и посылать в уменьшенном виде.
Эти маленькие хитрости могут сослужить соискателю добрую службу. Но главное помнить, что резюме - это ваш личный наряд, причем, пошитый для конкретного случая. Ходить в одном и том же платье на все вечеринки не принято. "Всякий раз, отправляя резюме, его надо корректировать под конкретную должность, - советует Светлана Нечай. - Например, если в вакансии требуется коммерческий директор, именно эту позицию надо указать и в разделе "Цель" в резюме. В части профессионального опыта надо также сделать акцент на тех обязанностях, которые характерны именно для коммерческого директора. Благодаря этому резюме будет больше соответствовать требованиям конкретного работодателя. К сожалению, многие кандидаты указывают несколько должностей, которые могли бы занимать. Но такие резюме, как правило, не достигают цели. Универсальные солдаты сейчас никому не нужны".
 
Настасья Бастова