Статьи

Новости

Охота на работодателя

 

Обсуждая нелегкую судьбу соискателя - искателя своего места под солнцем все эксперты сходятся в одном. К поиску работы надо подходить так же ответственно, как и к самой работе. А для этого нужно знать все методы и умело их комбинировать. И результат не заставит себя долго ждать.

Взять быка за рога
Рассуждайте подобно Ральфу Эмерсону: "Всякая стена - есть дверь". А стены хорошей компании - это дверь в перспективное будущее. Однако для того, чтобы туда попасть, придется потрудиться. Одним из самых сложных методов поиска работы считается прямое обращение к работодателю. Допустим, вы мечтаете сотрудничать с лидером рынка, но желанная компания пока не публикует предложений о вакансиях. Это еще не повод отказаться от задуманного. Можно попытаться внедриться в организацию самостоятельно.
 
Специалисты рекомендуют тщательно готовиться к таким операциям: собрать об интересующей компании максимум полезной информации, составить выдающееся резюме, наладить связи с людьми, которые принимают решение о найме персонала.

"Безусловно, всегда в выигрыше те кандидаты, которые хорошо подготовлены, - отмечает Ольга Грушко, директор по персоналу СТА Логистик. - Из личного опыта могу посоветовать кандидатам первым делом собрать информацию о компании. Источниками такой информации являются корпоративный сайт, рекомендации, отзывы знакомых. Полученные сведения позволят продемонстрировать заинтересованность в будущей работе, покажут, что вы внимательный и компетентный специалист. И помогут сориентироваться, как лучше себя подать".
Конечно, это трудоемкий процесс, но зато он может оказаться очень эффективным. Как правило, работодатели ценят инициативных, настойчивых, уверенных в себе соискателей. Кроме того, их не может не порадовать ваше страстное желание трудиться именно в их компании. Даже если сейчас им действительно не нужен новый персонал, в будущем они вспомнят в первую очередь о вас.
Однако такой метод подходит не всем. Люди, которые уже сейчас находятся в критической ситуации, иначе говоря, без работы, вряд ли могут себе позволить долго добиваться согласия лидера рынка. Если время поджимает, надо использовать и другие источники поиска работы.
 
Друзья моих друзей - мои друзья
К кому в первую очередь обращается человек со своими проблемами? Как правило, к родственникам, друзьям, знакомым. При необходимости поиска новой работы этот метод также оказывается довольно эффективным. Главный его плюс для соискателя - легкость. Если за вас замолвили словечко, попасть в компанию будет гораздо проще. Способ особенно хорош для тех, кто имеет широкую сеть профессиональных контактов. Он подходит также  соискателям, которые специализируются в узкой сфере, где все друг друга знают.
Кстати, работодатели также прислушиваются к такому "сарафанному радио". Некоторые крупные международные компании уже используют для подбора персонала естественное желание людей помогать близким. Они предлагают своим сотрудникам посоветовать кого-то на вакантную должность, и если кандидат подойдет, рекомендующий получает дополнительный бонус. Благодаря этому методу они одновременно подбирают квалифицированных людей и создают сплоченную команду.
Наталья Панькова, директор кадрового агентства "Раз и навсегда": "На мой взгляд, способ поиска работы через друзей и знакомых будет хорошим дополнением ко всем остальным методам. Но к нему также следует подходить профессионально. Лучше обращаться не только к тем людям, с которыми вы постоянно общаетесь, но также и  к друзьям их друзей. Иначе говоря, следует максимально расширять круг поиска. Через "сарафанное радио" передаются, прежде всего, эмоции. Если правильно настроить эту цепочку, действительно можно получить желаемый результат. Все остальные методы - более формальны. В них следует проявить скорее настойчивость и целеустремленность".
 
Забрасываем сети
Если друзья и знакомые не смогли помочь, не отчаивайтесь. Как говорил Фридрих Ницше, "то, что нас не убивает, делает нас сильнее". Есть и другие эффективные приемы. Поиск работы многим напоминает рыбалку. Можно насадить на крючок вкусную наживку и ждать, пока поймаешь самую крупную рыбу. Второй вариант - забросить сети. Конечно, попадется много мальков, однако и вероятность заполучить интересный экземпляр повышается. Для соискателя сети - это средства массовой информации. Сюда относятся как специализированные издания о трудоустройстве, так и интернет-сайты.
Регулярный мониторинг всех доступных ресурсов позволяет достичь сразу нескольких целей. Прежде всего, вы сможете трезво оценить ситуацию на рынке труда, посмотреть на уровень заработных плат, которые предлагаются в вашей области, изучить требования работодателей и запросы соискателей. Если будете просматривать не одно, а несколько специализированных СМИ, перед вами раскроется больше возможностей для выбора. А дальше остается только рассылать десятки резюме в разные компании. Однако в погоне за количеством, нельзя забывать и о качестве.
 
"Важно помнить, что именно с резюме начинается знакомство компании и кандидата. Поэтому здесь важно соблюдать определенные правила, - отмечает Ольга Грушко. - Исходя из нашего опыта, могу привести несколько основных. Во-первых, уважаемые кандидаты, помните: ваше резюме - это ваша визитная карточка, это ваш имидж в глазах работодателя. Поэтому внимательно отнеситесь к выбору шрифта, стиля составления, и, конечно же, особое внимание уделите выбору фотографии. Любимое фото не всегда подходит для резюме. Во-вторых, обязательно указывайте в резюме позицию, на которую Вы претендуете. Указывая опыт работы, отразите самое главное в вашем профессиональном опыте, проекты, в которых вы участвовали. А также поделитесь своими достижениями. Не забудьте о причинах ухода с последнего места работы и будьте готовы ещё поговорить об этом на собеседовании".
Кроме того, специализированные ресурсы дают соискателю возможность засветиться, сделать так, чтобы работодатель сам вышел на вас. Опубликуйте свои мини-резюме в газетах, заведите персональную страничку на интернет-сайтах. Кадровые отделы компаний также постоянно изучают популярные СМИ в поисках подходящих кандидатов. Если информация о вас попадет к ним в руки, шансы найти работу повышаются.
Именно с помощью таких сетей многие соискатели вылавливают интересные предложения. Главное достоинство этого способа - это доступ к большому объему регулярно обновляемой информации. Однако процесс достаточно трудоемкий. Вам потребуется внимательно следить, кому и что вы отправляете, регулярно проверять, какие предложения вам поступают, проводить десятки телефонных бесед, посещать многочисленные собеседования. Чтобы в сети попалась крупная рыба, надо проявить много усилий.
 
Профессиональный нюх
Если же тратить ежедневно несколько часов на поиск подходящих предложений вам не хочется, можно попробовать довериться экспертам. Профессиональный нюх сотрудников рекрутинговых и кадровых агентств поможет подобрать лучший вариант за наименьшее время.
Однако, обращаясь в специализированные компании, нужно учитывать специфику их деятельности. Например, рекрутинговые агентства берут на себя обязательства только перед заказчиками-работодателями, которые готовы оплачивать их услуги по поиску персонала. Как правило, таким образом подбирают высший эшелон - топ-менеджеров и руководителей отделений крупных международных компаний. Если вы по каким-то критериям не соответствуете требованиям, рекрутер не станет вас подтягивать под должность. Ведь его деловая репутация зависит от того, сможет ли подобранный кандидат справиться со своими обязанностями. С другой стороны, соискатель ничего не теряет, отправляя свое резюме в такую компанию. Для него это бесплатно. А если у вас очень хорошее резюме, большой стаж работы и уникальные навыки, рекрутер сам обратит на вас внимание.
 
Агентства по трудоустройству работают по другому принципу - в интересах соискателей. Соответственно, с них же и берут плату за свои услуги. Плюс этого способа в том, что сотрудники агентства по вашему заказу будут подбирать работу, отвечающую вашим требованиям. Вы можете сразу указать параметры поиска и затем анализировать только те предложения, которые им соответствуют. Это также хороший вариант для тех, кто в настоящее время работает, но задумывается о смене места. Вам не придется широко афишировать свои планы. Если появится подходящая вакансия, агентство вам об этом сообщит.
 
Многие профессиональные участники рынка труда сотрудничают как с работодателями, так и с соискателями. В такие широкопрофильные компании полезно обращаться специалистам всех уровней. "В целом, с агентствами лучше работать специалистам с достаточной квалификацией, которые заинтересованы в получении хорошей должности. Однако и людям без опыта работы я рекомендую звонить в кадровые компании и спрашивать, если ли подходящие вакансии, -  говорит Ольга Одорская, коммерческий директор кадрового агентства "Статус". - Иногда корпоративные клиенты, с которыми мы сотрудничаем, нуждаются в наборе персонала для офиса. В таком случае могут появиться интересные предложения с перспективой роста даже для людей без опыта работы. Причем найти эти объявления в других местах, как правило, невозможно. Это эксклюзивные вакансии, потому что клиенты агентства редко публикуют свои предложения в других источниках. Поэтому начинающим специалистам стоит звонить и интересоваться. В этом случае просто рассылать резюме и ждать, пока работа сама вас найдет, пожалуй, не имеет смысла".
 
И конечно, для особенно предприимчивых соискателей в арсенале всегда остаются всевозможные необычные методы поиска работы. Кризис многих заставил проявить свою оригинальность. На рынке труда уже появились свои легенды. Некоторые кандидаты предлагали оплатить время, которое работодатель потратит на собеседование с ним, другие расклеивали постеры со своими характеристиками в кабинетах интересующей компании. Но в таком вопросе общих рекомендаций не существует. Успех зависит только от вашей фантазии.
В следующих номерах мы более подробно расскажем о каждом источнике поиска работы.
 
Настасья Бастова