Статьи

Новости

Следственный эксперимент: пойманный сетью

 

Пару лет назад среди соискателей ходил анекдот. Мол, собеседование в солидной компании подходит к концу. Изрядно замыленный кандидат, казалось бы, успешно отстрелявшись по всем "сложным" вопросам, начинает обдумывать, на что потратит первую зарплату. И тут работодатель, как бы между прочем, интересуется: "Кстати, а что такое "ВКонтакте", "Одноклассники" знаете?" "Конечно, - вдохновляется незадачливый соискатель. - популярные социальные сети". Ответ, понятное дело, был неправильным. В итоге тот продвинутый соискатель получил от ворот поворот, а щепетильный работодатель принялся дальше искать сотрудника, который никакого понятия не имеет об этих "злостных пожирателях времени".
 
Следственный эксперимент: пойманный сетью
 
Бородатый анекдот
Так вот, шутка устарела. За последние пару лет аудитория социальных сеток выросла настолько, что сегодня не знать об их существовании может, пожалуй, только тот, кто и об Интернете знает лишь понаслышке. Скажем, только "ВКонтакте", излюбленном ресурсе русскоязычных пользователей, уже зарегистрировано более 90 миллионов человек. И в эту армию "пойманных сетью" входят не только бездельники и лоботрясы.
"Сегодня редкий человек зарегистрирован только в одной сети. У меня, например, два аккаунта "Вконтакте" (для личного общения и публичный), Facebook - для разговоров с зарубежными друзьями, Flickr - для фотографий, YouTube - для видео, Twitter использую для обмена ссылками, Professionali и Free-lance - для работы. У каждого ресурса есть свои преимущества", - рассказал веб-дизайнер Андрей.
Даже некогда придирчивые работодатели, судя по всему, во многом пересмотрели свое отношение к социальным сетям. По крайней мере, перестали видеть в них исключительно "пожирателей полезного времени". Все чаще социальные сети используются для повышения уровня продаж, маркетинговых и рекламных коммуникаций и, конечно, поиска новых сотрудников.
 
Немного статистики
В сентябре этого года компания HeadHunter провела исследование среди работодателей с целью выяснить, насколько социальные сети популярны у менеджеров по персоналу. Оказалось, что большинство российских компаний пользуется возможностями этих ресурсов в своих интересах. Так, 57% опрошенных признали, что прибегали к помощи социальных сетей для поиска новых сотрудников. При этом чаще всего рекрутеры обращаются в "Мой круг" - для 43% из них этот проект уже стал привычным ресурсом для подбора персонала. Социальные сети "Вконтакте", "Linkedin" и "Одноклассники" используют в своей работе 25-33% HR-специалистов. Хуже всего для поиска сотрудников, по мнению кадровиков, подходят блоги, Twitter и сеть "Мой мир".
 
Более того, через социальные сети работодатели не просто заявляют о появившихся у них вакансиях. Они сами активно знакомятся, заходят на странички пользователей, вчитываются в подробности профессиональной и личной биографии соискателей. Так, 43% рекрутеров интересуются информацией о том, где и как долго работал кандидат, 27% менеджеров по персоналу выясняют сведения о трудовых навыках и еще 16% - о достижениях и успехах кандидата. Практически каждый третий работодатель заглядывает в личную информацию пользователя.
Словом, результаты этого опроса, вроде бы, красноречиво убеждают соискателей при поисках нового места работы не упускать из виду такой ресурс как социальные сети. И все же эти теоретические выкладки, на мой взгляд, требуют перепроверки. Хотя бы потому, что исследование проводилось среди российских компаний, а в белорусских условиях итоги могли бы оказаться несколько другими. В общем, корреспондент е-Топ-Персоны, намерившись все проверить на собственном опыте, принялась анализировать социальные сети на предмет наличия в них вакантных предложений для соискателей.
 
Кто в контакте?
Начнем анализ с ресурсов, имеющих репутацию развлекательных, - "ВКонтакте" и "Одноклассники". Оказывается, при поисковом запросе "вакансии" "ВКонтакте" можно найти более 6 тысяч (!) групп - сообществ людей, которых в той или иной степени объединяет интерес к развитию собственной карьеры. Прямо таки настоящий клондайк для предприимчивого соискателя. Но это только на первый взгляд. Стоит сузить поиск географическими рамками (Беларусь), и оптимизм стократно убывает - сообществ осталось 67. И это еще не все - половина групп попала в поиск по какой-то нелепой случайности и своим содержанием никак не связана с процессом трудоустройства. Удалили - осталось 32 весьма немногочисленные группы. Заходим в сообщества - получаем очередную порцию разочарований. Основная масса объявлений - это откровенный "развод" с весьма сомнительными предложениями заработать миллионы, предварительно поделившись какой-то небольшой суммой.
 
Типичное объявление чудо-работодателя: "повторяю, чтобы получать доходы просто необходимо отправить на наши 7 электронных кошельков по 10 рублей, иначе сетевыми модераторами вы просто не будете включены в проект и не сможете обналичить ваши будущие доходы". Но даже то небольшое количество правдоподобных вакансий, которое есть в "сети", скорее всего, не обрадует амбициозного карьериста. "ВКонтакте" в основном предлагают подработку студентам или публикуют объявления о низкооплачиваемых и не требующих квалификации занятиях. Например, "Срочно нужны М/Ж от 19 до 55. Можно без опыта работы" или "Кто хочет немного подзаработать, обращайтесь! Работа будет состоять в том, что вы будете качать файлы, точнее за вас это будет делать программа, от вас требуется только Интернет!".
 
"Я бы удивилась, если бы было по-другому, - сказала моя знакомая журналистка, услышав нарекания в адрес социальной сети. - И все-таки "ВКонтакте" может помочь найти работу, - добавила Анна. - Только по-другому - как современный вариант поиска через знакомых. Иначе говоря, с его помощью можно быстро оповестить сотни людей, с которыми ты раньше работал или учился, о том, что ты сейчас ищешь работу. А друзья уже выведут тебя на конкретное место. А просто оставлять резюме в надежде, что солидный работодатель будет искать его среди этого хлама, - конечно, бесполезно".
 
Встаньте, дети, встаньте в круг
Второй вид социальных площадок можно условно назвать специализированными. Они охватывают более узкие группы пользователей, объединенных по каким-то признакам, например, на основе профессиональных интересов. К подобным ресурсам относятся в том числе "Linkedin" и "Мой круг". Если первая площадка пока больше распространена на Западе, то вторая сеть уже успела поймать и зачислить в свои ряды немало белорусских работодателей. Причем, названия компаний, в основном, известные, зарекомендовавшие себя на рынке. 90% объявлений - солидные, от среднего звена и выше, с зарплатами соответствующими. Встречается достаточно много вакансий от иностранных представительств в Беларуси. Короче говоря, соискателю здесь будет чем поживиться.
Хотя, конечно, в "Моем круге" наблюдается отраслевой перекос. Например, в сфере ИТ, Интернета и связи зарегистрировано несколько сотен минских фирм, а в строительстве и недвижимости - меньше десяти. Допустим, в EPAM Systems 925 сотрудников имеют свои профили в этой социальной сети, а следовательно, потенциальному соискателю будет проще найти подход к этому работодателю.
В целом специализированные социальные сети производят хорошее впечатление. В них на порядок меньше спама и, главное, там действительно водятся настоящие солидные работодатели.
 
Настасья Бастова