Статьи

Новости

Собеседование: доля шутки

 

Обычно к поиску нового места работы мы относимся довольно серьезно. Старательно составляем резюме, ответственно штудируем различные советы по трудоустройству, тщательно продумываем ответы на сложные вопросы... Еще бы! Ведь от этого разговора с рекрутером многое зависит. Часто начинает казаться, что шуткам здесь не место. Пусть с друзьями ты весельчак, но на работе надо быть серьезным, солидным взрослым человеком. Но так ли это? Может быть, именно хорошее чувство юмора сыграет в вашем трудоустройстве решающую роль?
 
Собеседование: доля шутки
 
Простые фокусы
Один американский фокусник часто повторял: "С кем можно вместе смеяться, с тем можно вместе работать". Сам то он был отменным комиком, выпускал юмористический журнал, издавал книжки собственных сочинений, много выступал. Но однажды решил заняться "серьезным" делом - политикой. И, представьте себе, дослужился, ни много, ни мало, до личного помощника президента США и директора департамента спичрайтинга Белого Дома. Говорят, Роберт Орбен (так зовут этого счастливчика) до сих пор пишет тексты для государственных корпоративных мероприятий. Судя по всему, его девиз действительно работает.
К подобному выводу пришли и российские исследователи. Как показал опрос, проведённый рекрутинговым порталом SuperJob, юмор играет немаловажную роль при поиске работы и построении карьеры. Так, 56% соискателей признались, что неизменное чувство юмора во многом помогало им успешно проходить собеседования. А 67% менеджеров по персоналу подтвердили, что хотели бы видеть у своих сотрудников "здоровое" чувство юмора в качестве дополнения к их профессиональному багажу.
Более того, по данным этого исследования, получается, что между верой в силу хорошей шутки и уровнем зарплаты есть прямая взаимосвязь. Проще говоря, чем больше внимания человек уделяет своему чувству юмора, тем больше он зарабатывает. Например, среди людей, имеющих менее 500 долларов в месяц, лишь 46% отметили, что юмор помогает им в работе. Зато среди граждан, получающих около тысячи долларов, - таких 54%, а в группе с ежемесячным доходом выше 1,5 тысяч условных единиц - уже 67%. Вот такая нешуточная закономерность.
 
Выходки работодателей
Никто не сомневается в том, что работодатели к подбору кадров относятся весьма ответственно. Они же понимают, что именно от человеческого потенциала во многом зависит размер прибыли любой компании. Тем не менее, серьезность этого мероприятия совсем не мешает им использовать шуточные методы.
 
"Мне вообще везло на нестандартных работодателей, - рассказала менеджер по рекламе Елена. - Один раз меня попросили придумать пять вариантов использования шариковой ручки не по назначению. В другой - предложили изобразить на бумаге несуществующего героя и описать его особенности как представителя конкретной целевой аудитории. Конечно, без чувства юмора из подобного положения не выкрутишься. И никакие заученные ответы тут не помогут".
Причем, в своих шутках работодатели могут позволить себе зайти довольно далеко. Для любителей жестких методов разработали даже специальную технику подбора персонала - так называемое стрессовое интервью. Цель такого собеседования - поставить соискателя в неудобное, неловкое положение и посмотреть, как тот сможет выкрутиться. Считается, что таким образом человек проверяется на конфликтность, быстроту реакции, умение справляться с непредвиденными ситуациями и многое другое. Например, работодатель может поинтересоваться, "какие порнофильмы вы любите смотреть?" или "почему вы в 33 года все еще не замужем? Не берет никто?". Также рекрутер может вдруг начать задавать совсем нелепые вопросы: "Чебурашка - это он или она?", "Как засунуть жирафа в холодильник?"
"Был случай с подругой. На собеседовании ей на стул подложили подушку-пукалку. Чувство юмора проверяли. Она не смутилась, попрыгала на ней... Посмеялись вместе работодателем... Ее взяли. Фирма вполне приличная, просто у директора такой метод - при принятии на работу поставить человека в какую-то определенную ситуацию и посмотреть, как он с ней справится", - рассказала посетительница одного из форумов по трудоустройству.
Естественно, когда работодатели пускаются в шутки, то и соискателям не стоит хранить серьезную "мину". Однако многие кандидаты с удовольствием берут инициативу в свои руки и стараются разрядить обстановку на собеседовании.
 
Находки соискателей
"По-моему, совсем не обязательно на собеседовании как-то особенно искрометно юморить. Достаточно быть открытым, доброжелательным, относиться к себе с иронией, - считает мерчандайзер Анна. - У меня, например, есть фишка, которая всегда помогает наладить дружелюбную атмосферу - это совершенно невероятная шариковая ручка в форме динозавра. Когда-то купила ее за границей… На последнем собеседовании я достаю этот "агрегат", вижу изумленные глаза потенциального директора и как бы невзначай извиняюсь: "простите за нелепый вид, спешила, не люблю опаздывать, взяла ручку младшей сестры". Он, конечно, говорит, что все это не так уж и важно, мелочи, а сам улыбается, и разговор дальше становится более непринужденным".
Пожалуй, именно эта способность юмора снимать напряжение и устанавливать дружелюбную атмосферу в итоге приводит к тому, что весельчаки достигают больших успехов в работе, нежели их угрюмые коллеги. Человек, который уместно шутит, всегда выглядит уверенным в себе и, как правило, действительно чувствует себя таковым, а значит, получает преимущество. Не зря говорят, что юмор - это способность видеть три стороны одной медали.
И все же здесь есть одно "НО". Даже хороших шуток на собеседовании бывает много. Все-таки первичная цель совсем другая. Так что хорошенько подумайте, что для вас лучше, подробно описать свой предыдущий опыт работы или по секрету признаться рекрутеру, что ранее вы служили в КГБ, а потому все сведения о вас строго засекречены.
 
Настасья Бастова