Статьи

Новости

Ярмарка возможностей

 

"Знание - сила" провозгласил когда-то Френсис Бэкон. Продолжим мысль великого философа: "знание всех методов поиска работы - есть сила предприимчивого соискателя". Возьмем, к примеру, такой источник актуальных предложений как ярмарки вакансий. Стоит ли на них ходить? Что можно извлечь из подобных мероприятий? Как использовать данный ресурс максимально эффективно?
 
 
Ярмарка возможностей
 
Суть вопроса
Ярмарки вакансий - довольно заметные явления на рынке труда. Во время подобных мероприятий десятки крупных работодателей собираются в одном месте. Компании различных форм собственности и направлений деятельности предлагают оценить имеющиеся у них варианты трудоустройства, специалисты по кадрам с готовностью отвечают на вопросы, раздают рекламные буклеты, проводят консультации. А соискатели, в свою очередь, получают возможность изучить ситуацию на рынке труда, сравнить свои зарплатные ожидания с реальными предложениями, оценить собственную востребованность и поговорить напрямую с потенциальными работодателями.
Казалось бы, все должны быть довольны. И все же среди участников рынка труда складывается неоднозначное мнение о подобных "профессиональных тусовках". Работодатели, например, не всегда довольны отдачей от ярмарок вакансий, то есть соотношением потраченных усилий и полученного результата. "Честно говоря, данные мероприятия не оправдали наших ожиданий, - говорит Татьяна Орловская, специалист по подбору персонала компании "Милавица". - На мой взгляд, сейчас самый эффективный ресурс для подбора сотрудников - это Интернет. Он позволяет с наименьшими потерями во времени добиться желаемого результата. А время сегодня стоит очень дорого. Поэтому я считаю, что ярмарки вакансий - это устаревший формат".
 
В компании "Милавица" с помощью ярмарок вакансий подбирали преимущественно рабочий персонал. На мой вопрос "почему вы таким образом не искали, например, экономистов?" Татьяна Орловская ответила однозначно: "Потому что с закрытием этих вакансий у нас никогда не возникало проблем". Отсюда становится понятной главная претензия к этому методу со стороны соискателей - он ориентирован исключительно на рабочие специальности. Помню, как моя знакомая Светлана, недавняя выпускница филфака БГУ жаловалась: "После посещения такой ярмарки даже начала подумывать: а не выкинуть ли в мусорку мой красный диплом. Не будь у меня за плечами 5 лет учебы, я бы, может, и согласилась на работу продавца или кондуктора".
Как отметили в Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома (один из постоянных организаторов общегородских ярмарок вакансий) "подобные мероприятия не ориентируются исключительно на подбор сотрудников рабочих специальностей. Предложения формируются исходя из потребности предприятий в тех или иных кадрах". Однако, судя по статистике, наибольший спрос у предприятий приходится как раз на рабочие специальности. Например, по данным Комитета, в апреле 2010 года к ним относилось 9 из 13 тысяч заявленных вакансий. Какой вывод из этого могут сделать специалисты с высшим образованием? Получается, для них ярмарки вакансий - это пустая трата времени?
 
Стратегический шаг
"По моему мнению, посещать ярмарки вакансий все-таки имеет смысл, - отмечает Татьяна Яцкевич, директор компании "Первая консалтинговая". - Конечно, многое зависит от того, каков уровень компетенции специалиста. Мне кажется, подобные мероприятия больше подходят для молодых, начинающих карьеристов".
Действительно, с помощью ярмарок вакансий обычно ищут претендентов на стартовые позиции. Кстати, для студентов и недавних выпускников проводятся специальные ярмарки вакансий. Как правило, их организуют высшие учебные заведения, такие как БГУ, БГЭУ и другие. На эти мероприятия, в отличие от общегородских, приглашаются работодатели, ориентированные на поиск молодых специалистов. Соответственно, засилья предложений для рабочих там уже не будет.
"На мой взгляд, соискателю, который находится в активном поиске работы, любое действие в этом направлении дает дополнительный шанс получить желаемое. Поэтому данный инструмент стоит использовать наравне с другими", - добавляет Татьяна Яцкевич.
 
Конечно, не стоит делать ставку на ярмарку вакансий как на единственный и беспроигрышный шанс быстро получить рабочее место. Однако этот ресурс может быть весьма полезен в долгосрочной перспективе, как некий стратегический шаг к вашей карьере. Дело в том, что с помощью ярмарок вакансий компании не только закрывают "горящие" позиции, но и формируют кадровый резерв. Может быть, сегодня им нужны исключительно рабочие, но ведь и экономисты-юристы-маркетологи когда-нибудь понадобятся.
 
"В целом, советую узнать у представителя компании, насколько та должность, на которую вы претендуете, востребована у них в организации. Если в принципе спрос существует, просто в данный момент нет вакантных предложений, все равно имеет смысл оставить свое резюме, - рекомендует Ксения Барейша, директор ООО "Свободный выбор". - В случае появления подходящей должности ваша кандидатура будет рассмотрена".
К тому же ярмарки вакансий дают прекрасную возможность напрямую пообщаться с работодателями. А значит, можно у них выведать различные нюансы трудоустройства. Например, как на их взгляд лучше составлять резюме, стоит ли писать сопроводительные письма, какие вопросы они чаще всего задают на собеседованиях и т.д. Даже если вам не приглянется ни одна из представленных вакансий, эти знания можно будет использовать в последующих поисках работы.
 
Подготовлен - значит, вооружен
Но если уж идти на ярмарку вакансий, то делать это тоже надо с умом. Извлечь максимум пользы из подобных мероприятий помогут советы профессиональных участников рынка труда.
"Прежде всего, я рекомендую соискателям перед посещением ярмарки вакансий распечатать несколько экземпляров своего резюме. В последующем, если вас заинтересует какая-то компания, вы сможете оставить CV ее представителю", - говорит Ксения Барейша. Кстати, в этом вопросе есть один нюанс. Готовя резюме к ярмарке, оставьте графу цель (там обычно указывается должность, на которую претендует кандидат) пустой. Когда вы поближе познакомитесь с компаниями, сможете подкорректировать CV под конкретное предложение.
"Также полезно брать визитки у специалистов по кадрам и в последующем отправлять сведения о себе по электронной почте", - добавляет Ксения Барейша. Возможность лично познакомиться с представителями работодателя - это, пожалуй, самое ценное, что дают ярмарки вакансий. Поэтому не забудьте узнать, как зовут человека, с которым вы общались, какую должность он занимает в компании. В последующем это облегчит контакт с работодателем. В конце концов, вы всегда сможете позвонить "знакомому" и проконсультироваться по каким-либо вопросам рынка труда.
 
И, пожалуй, главный совет - будьте активнее. Ярмарка вакансий - это не то место, где надо скромно стоять в сторонке, ожидая, пока вас заметят. Подходите к стендам, задавайте вопросы, рассказывайте о себе, словом, извлекайте максимум пользы из представленной возможности.
 
Настасья Бастова