Статьи

Новости

Безработные, объединяйтесь!

 

В миллионный раз повторяемое утверждение, дескать, кризис - это не только крушение всех надежд, но еще и время шансов и возможностей, большинство белорусских бизнесменов не смогли подтвердить личным примером. Есть ли вообще креативные идеи, нестандартные подходы, новые формы предпринимательства, реализация которых стала возможной именно благодаря рецессии? "е-Топ-Персона" постаралась - и отыскала-таки идею, с помощью которой можно заработать на кризисе.
 
Безработные, объединяйтесь!

Лагерь для безработных
Естественно, бизнес этот зародился в Соединенных Штатах Америки. Ушлые жители страны, которая официально признана виновником всех беспорядков, которые творятся в мировой экономике, первыми и придумали - как можно зарабатывать на своих же соотечественниках, потерявших работу из-за рецессии. Впрочем, было бы удивительно, если бы американцы, которые обожают всяческие объединения Анонимных Алкоголиков, сборища раскаявшихся Шопоголиков, общества пострадавших от всех возможных бед человечества, не придумали проект LaidOffCamps. То есть, клуб, в котором собираются попавшие под сокращение менеджеры и маркетологи, разорившиеся предприниматели, фрилансеры, оставшиеся без заказов. В общем, специалисты всех рангов и мастей, которых затронул этот кризис.
 
Лагерь для безработных - так можно по-другому перевести название нового бизнес-проекта - впервые появился в марте этого года в Сан-Франциско. Его организовал уже бывший специалист в области управленческого консалтинга, 24-летний Крис Хатчинс. В декабре прошлого года он попал под массовое сокращение. Помыкавшись несколько месяцев в поисках денег на пропитание, он понял, что традиционные способы поиска нового места работы его, как и других высококвалифицированных профессионалов, не устраивают. И решил открыть тот самый LaidOffCamps - клуб, в который могут прийти все желающие безработные, чтобы обменяться друг с другом опытом выживания без денег, поделиться информацией о возможных вариантах трудоустройства, поддержать товарищей по несчастью.
Но это только часть от общего смысла проекта. Или, как она называлась бы у нас, "социальная составляющая" бизнес-плана. Ведь, как и всякая деловая идея, в конечном итоге она предполагает получение прибыли. Поэтому на заседания клуба стали приглашать представителей рекрутинговых компаний, которые выступают с советами и рекомендациями по поводу поиска работы. История пока умалчивает, берет ли Хатчинс с них деньги за массовую и ненавязчивую рекламу своих услуг, ведь в индустрии поиска и подбора персонала наступили не лучшие времена. Но вот что точно известно - маркетинговые компании уже стали спонсорами данных сборищ. Возможно, в будущем они захотят использовать членов клуба в качестве разного рода участников фокус-групп, дабы откатывать на них новые рекламные стратегии.
 
Убедившись в перспективности своей затеи, организаторы "клуба пострадавших от кризиса" стали предлагать своим посетителям различные "занятия по интересам" - семинары, знакомства-собеседования с потенциальными работодателями. Фактически была создана новая социальная сеть, объединяющая жертв рецессии. Естественно, тусовка сразу же обрела параллельную жизнь и в Интернете. И сейчас на просторах Всемирной паутины планируются темы для будущих встреч и дискуссий, обсуждаются насущные проблемы людей, оставшихся без работы.
Схожие по формату объединения работают уже не только в Сан-Франциско. Совпадение или нет, но практически сразу после того, как Крису Хатчинсу пришла идея организовать клуб для безработных, такие же мысли появились и у других его коллег по несчастью. В Чикаго такой бизнес, правда, пока что виртуальный, создали два бывших project-менеджера. При том - пишет американский журналист Лея Мозес - идея пришла им в голову во время посещения Ярмарки вакансий, после того, как они простояли в течение нескольких часов в очереди, вместе со многими другими "взволнованными, нервничающими безработными".
 
А вот клуб в Нью-Йорке получил название 405 Club. На этот раз его основателями стали Хосе Гонсалес, Гэррет Дейл и Итан Пол. Они работали в разных сферах - финансовые консультации, инвестиции в недвижимость, звукозапись. Поэтому их сайт пестрит рекомендациями по поиску работу в различных сферах. Назван клуб, кстати говоря, в честь максимального еженедельного пособия по безработице в штате Нью-Йорк - 405 долларов.
 
Спасение утопающих
В чем залог успеха данного общества? В том, что активность его участников не только не упадет - а будет возрастать. И это обеспечит востребованность дискуссий и встреч. А значит, принесет новые дивиденды организаторам. Ведь участники клуба - не бедные рабочие, оставшиеся без денег из-за падения спроса на продукцию их фабрик и заводов. В группы взаимопомощи записываются люди с высшим образованием, инициативные и предприимчивые, полные энергии. Они не будут мириться с положением и ждать, что кто-то в один прекрасный день соизволит позвонить им и предложить работу.
Принцип, миссия подобного объединения: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Слухи о клубе доходят до бизнесменов, заинтересованных в людях, которые могут предложить им свежие идеи. Поэтому не только безработные, но и штатные сотрудники, топ-менеджеры компаний нередко приходят в LaidOffCamps, чтобы подыскать потенциальных сотрудников.
Известно, что несколько профессионалов способны решить задачку, которая не под силу одному специалисту. Поэтому инновационные предложения и идеи по различным направлениям бизнеса, которые в процессе обсуждения вырабатывают члены LaidOffCamps, можно воплотить в реальность. Не зря спонсорами данных сборищ, которые кроме прочего еще и оплачивают аренду помещений, уже выступили крупные американские консалтинговые компании Werkadoo и Greenberg Brief. Они заинтересованы в том, чтобы своеобразный "инкубатор свежих мыслей" вырабатывал новые предложения, которые - как знать, через несколько лет смогут принести прибыль. Тут уже речь идет о долгосрочных вложениях в человеческие ресурсы.
 
"Бизнес этот безусловно перспективный, и сегодня, мне так кажется, востребован будет и в Беларуси тоже. Он требует относительно мало вложений - достаточно арендовать помещение, закупить пару столов, стулья, проектор. Желающие, я думаю, тоже найдутся. Пусть не в таком массовом количестве как в Соединенных Штатах. Люди придут - всегда ведь интересно выслушать чужую историю и получить дельный совет по своей проблеме. Для рекрутинговых агентств, которые уже утверждают, что выход из кризиса виден, подобные собрания - кладезь новых талантов, их потенциальные клиенты, - говорит бывший педагог и предприниматель, а после кризиса - домохозяйка Ольга Говикова, приехавшая недавно из Сан-Франциско, где она посещала LaidOffCamps. - Но есть свои особенности. В Штатах очень распространены идеи о коллективном разуме, о "групповом мышлении". Американцы привыкли собираться в группы "по интересам", это один из самых распространенных способов решения личных проблем. У нас в этом плане более популярны "кухонные" разговоры. Поэтому в Беларуси, я думаю, параллельно с организацией таких групп взаимопомощи можно будет продвигать и сопутствующие услуги. Продавать в аудиториях литературу по личностному росту, например. Важно еще определиться с формой собственности. Некоммерческое общественное объединение - но тогда нужно думать, под каким соусом ее зарегистрировать. Как организация, помогающая справиться с кризисом? Или создать какое-нибудь ЧУП по предоставлению услуг. Но тогда что делать со спонсорами?"
Кузовной ремонт
 
А вообще наши люди тоже любят собираться в разные группы и решать общие вопросы - иногда так полезен массовый мозговой штурм. В Беларуси нет явных массовых сокращений, поэтому направленность клуба можно чуть скорректировать. Например, создать площадку для дискуссий. Специалисты будут приходить не только чтобы поделиться друг с другом опытом, но и для установления новых контактов, налаживания деловых связей. Ведь кризисом хоть каким-то образом надо воспользоваться себе во благо.
 
Ксения Дронова