Статьи

Новости

Когда размеры имеют значение

 

Рынок недвижимости, по последним данным, по-прежнему пребывает в растерянном состоянии. Цены не собираются расти пока только в жилищном строительстве. В сфере же коммерческой, а точнее - торговой недвижимости, девелоперы как-то не обращают внимания ни на дороговизну кредитов для бизнеса, ни на слабую покупательскую способность населения. Приобретать квадратные метры в новых, а потому еще фактически виртуальных торговых центрах, отваживается далеко не каждый предприниматель. Остается брать места в аренду. А их катастрофически не хватает. И вот на этом дефиците, оказывается, можно заработать - даже если у вас не так много капитала.  
 
Когда размеры имеют значение
 
Предыстория
После исчезновения с остановок киосков в Минске стало даже не тяжело, а очень тяжело найти место для мелкой розничной торговли. Помещение под магазин на 50-150 квадратов еще кое-как, но отыскать возможно. А попробуйте арендовать или выкупить (что в старых торговых центрах фактически одно и то же) точку площадью 4-7 м2. Ведь именно на такие размеры и нацеливаются мелкие предприниматели, коих в разрезе всего нашего бизнеса большинство. Новичкам, которые только выходят на рынок, просто может не найтись там места. В прямом и переносном смысле.
О модных торговых центрах, где покупка пятачка у входа переваливает за стоимость однокомнатной хрущевки, даже говорить не хочется. Начинающие бизнесмены такие суммы явно не потянут. Тем более, для того, чтобы получать нормальную прибыль, лучше иметь несколько работающих объектов сразу. А всем хочется найти недорогие и, что самое главное, людные места. И снимать их в аренду. Но опять же, таких предложений в Минске явно недостаточно.    
 
А теперь, собственно, и сама история
Этот способ заработка, как, впрочем, и многие другие оригинальные идеи для организации и ведения бизнеса, активно используется на Западе. Что касается стран, которые к нам поближе, то в России, например, нововведение успешно воплотилось в курортных зонах. Но это совершенно не значит, что идею нельзя использовать в других местах. Можно, а в ситуации, в которой оказались многие наши предприниматели, даже нужно.
Итак, можно заняться предоставлением в аренду торговых площадей. Не спешите разочарованно-скептически хмыкать - "тоже мне новинка". Не будем забывать, что аренда-аренде рознь.
 
Сейчас очень многие, ранее высокооплачиваемые специалисты, остались если не без работы, то без уверенности в завтрашнем профессиональном будущем. Как ни жаль, но трудности на собственной шкуре одними из первых ощутили представители творческих профессий - дизайнеры, художники, пиарщики. То бишь люди с тонкой душевной организацией, которые любят пробовать новое, и поэтому не боятся рисковать. И куда многие из них намереваются пойти? Правильно, в собственный бизнес. И если раньше они работали в сфере услуг, то есть производили интеллектуальный продукт, то сейчас они надеются поймать удачу в продажах. Обыкновенной (на первый взгляд) розничной торговле. Но, как нам уже известно, малые или сверхмалые свободные площади, не требующие глобальных инвестиций, найти трудно. Между прочим, с такой же проблемой в свое время столкнулись жители Великобритании - тогда фирма KioskKiosk предложила всем, кто составил адекватный, подразумевающий получение дохода бизнес-план, свои услуги…
 
На самом деле, все просто. Кто сказал, что торговые площади, малые и большие, нужно сдавать лишь в долгосрочную аренду? Может быть, стоит рассмотреть вариант краткосрочного найма - к примеру, на неделю или на месяц. Чтобы посмотреть, как пойдет дело. В Соединенном Королевстве такое предложение сразу же понравилось многим из предпринимателей. Обремененным высшим образованием интеллектуалам, разочаровавшимся в "работе по специальности", пришлась по душе идея попробовать себя в новом качестве. Особо привлекательными показались им сроки - можно было для начала просто испытать свои силы в бизнесе, открыв дело сроком на неделю-другую, без лишних обязательств. Для многих это стало и довольно удобным способом подработки.
 
Главное - договориться
Проще говоря, должен найтись человек, который перво-наперво сумеет договориться с администрациями торговых центров об аренде нескольких квадратных метров незанятой другими павильонами площади. Ведь если нет действующих свободных мест, всегда найдется лишнее пространство, на котором можно установить новые витрины или стенды. То есть, арендовав пока лишь голый пол, на него надо поставить передвижное торговое оборудование (тут сгодится даже пресловутый полуприцеп "Купава", не говоря уже о сборно-разборном каркасе из стеклопластика, киоска без крыши и т.д.) Главное, чтобы всю конструкцию можно было за несколько часов собрать и перевезти в другой торговый центр. Туда, где тоже будет арендовано несколько пустых квадратов.
Конечно, для того, чтобы перевозить с места на место "торговую точку", нужен автотранспорт. Но, как правило, изготовлены конструкции из легкого пластика. А в качестве стен можно использовать брезент, пленку ПВХ, ткань. Так что - все решаемо. В конце концов, торговая точка вполне может уместиться в обычной дорожной сумке.
 
Самое главное в этом проекте - быстрота и доступность получения всех необходимых документов. Изначально арендовать павильон (место) будете вы. А уже затем стричь прибыль от сдачи внаем этого объекта. То есть, в субаренду. Также можно получать доходы от такого вида деятельности не только по договору субаренды, но и путем продажи права аренды торговой точки вашему клиенту. В этом случае лучше достичь договоренности: если начинающий предприниматель поработает-поработает да и съедет, право аренды вновь переходит к вам. Причем, бесплатно. А если учесть, что сейчас принято заключать бессрочные договоры аренды, условия расторжения этого соглашения надо прописывать наиболее мягко. Чтобы арендатор мог быть уверен в том, что при первом желании съехать, он смог бы это беспрепятственно сделать.
 
Таким образом, пакет предложений для начинающих предпринимателей может предусматривать возможность попробовать себя в бизнесе, при этом рискуя не так сильно, как все остальные. Ведь больших затрат, пусть даже на субаренду нескольких квадратных метров, новичок не понесет. Торговое оборудование ему закупать не надо. При возможности можно будет переместиться из одного места в другое - поискать, где больше покупателей. Все это должны обеспечить вы. Из расходов, на возврат которых клиент рассчитывать уже не сможет - это лишь стоимость лицензии. Все остальное, включая товар, рано или поздно можно продать.
 
С вашими расходами немного сложнее. Помимо всех запланированных выплат и трат на оборудование, пусть и мелких, но все же торговых мест, возможны материальные провалы в результате "простоя". Но этого можно избежать - если, конечно, у вас действительно есть талант предпринимателя.
И еще один момент. На аренду нескольких квадратных метров для разъездной торговли лучше получать лицензию (как на вид деятельности). Но при этом не забывайте, что на частую смену арендаторов, скорее всего, будут поглядывать косо. К тому же, сдавать торговое место в субаренду, как правило, разрешается только после одобрения дирекции торгового центра или рынка. Чтобы его получить, необходимо включить все свое обаяние и умение договариваться со всеми и обо всем, а в большинстве случаев еще и приготовиться к незапланированным расходам... Впоследствии их можно списать на представительские нужды. По-крайней мере, так говорят многие предприниматели.
И еще - при оформлении всех документов лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Ведь сделки с недвижимостью, даже в малых масштабах, дело специфическое. Идеи идеями, но на бумаге они должны быть истолкованы так, как будет наиболее выгодно вам.
 
Ксения Дронова