Статьи

Новости

"Пипл хавает"? Приятного аппетита!

 

Однажды, изучая информационно-рекламный каталог, дежурно повествующий об очередной декаде культурной жизни в столице, журналист "е-Топ-Персоны" попыталась-таки понять, можно ли предпринимателю заработать в наше время на пище духовной. И вот к каким выводам пришел…
 
"Пипл хавает"? Приятного аппетита!
Шок и шоколад
Скупать картины выпускников Академии искусств в надежде на то, что лет эдак через сорок эти произведения будут признаны выдающимися, скорее всего бесполезно. А на приобретение с последующей перепродажей уже завоевавших славу шедевров художественной культуры у большинства белорусских бизнесменов (тем более, начинающих) денег вряд ли хватит. Самому становиться к мольберту - тоже весьма сомнительно. Предпринимательская жилка не всегда тесно соседствует с талантом. Остается выбрать иной путь.
Как показывает мировой опыт, хорошие деньги крутятся вокруг так называемого современного искусства. Вот вы, уважаемые читатели, слыхали о том, что в Беларуси проводятся эпатажные и необычные, громкие и скандальные, супероригинальные и снискавшие всенародную популярность биеннале, арт-шоу или выставки? Я тоже не слышала. Возможно потому, что таковых просто не было. Так вот - при желании вы можете сами стать устроителями подобных зрелищ.
Пусть поклонники классики, вперившись в очередной чрезмерно продвинутый образец масскульта, кричат про то, что "пипл хавает" всякое непотребство. А полусумасшедшие современные гении ставят свои, иногда не совсем понятные произведения, в один ряд "со стариной Дали". Это не так уж и важно - сколько людей, столько и мнений. Вам ведь что важно - заработать?! Так за чем дело стало? Сразу оговоримся, что "непотребство" - это не значит непременно что-нибудь безобразное в стиле "ню". Тем более что данное направление уже не актуально. Один из самых известных наших скульпторов, то ли в шутку, то ли всерьез еще пару лет назад сказал мне что-то типа "зачем всю жизнь творить по высоким канонам, ночами не спать и быть эталоном элитарного искусства. Можно и собственное де…мо по картине размазать, и выставить на всеобщее обозрение - от желающих посмотреть отбоя не будет".
 
А ведь действительно… Поройтесь в Интернете - какие только шокирующие перфомансы за последнее десятилетие не проводились в самых известных залах мира. Возьмем, к примеру, выставку Bodies Revealed, которую за несколько лет посетило около тридцати миллионов человек в десятках стран мира. В экспозиции со всеми вопиющими анатомическими подробностями были представлены забальзамированные части тела людей. После экспозиции было много шуму и судебных исков, но зато - билеты шли нарасхват. Да и вообще, чего только не придумают устроители эпатажных шоу. Своими словами это не перескажешь, нужно обращаться к первоисточнику.
Вот так, например, описывали другую известную выставку Reflection украинские журналисты: "Если театр начинается с вешалки, то экспозиция выставки с улицы: перед входом посетителей встречает работа Энтони Гормли Reflection, давшая название выставке. Человек из железных прутьев, кубиков, из проволоки - "колючий", агрессивно настроенный ко всему окружающему. А разве мы такими не бываем? …Попадая в необычное архитектурное сооружение из стекла, металла и пара теряешь ощущение реальности и просто бредешь в густом тумане. В двух шагах ничего не видно. Все пять чувств, которыми наделила нас природа, перестают быть надежными источниками информации об окружающем мире, но открывается нечто иное… А разве мы не блуждаем в дымке в поисках выхода, зачастую не видя ясной перспективы, с трудом различая очертания, ориентируясь по голосам, доверяем только своей интуиции? Туман вполне осязаем, под ногами - вода. Так выглядит инсталляция "Слепой свет" Энтони Гормли".
Честное слово, даже немного обидно - где наши-то таланты? Фрагменты туловища, может, Минску и не особо нужны. Но все же - в Беларуси на концептуальные и необычные арт-шоу люди гарантированно пойдут. При соблюдении, конечно же, нескольких обязательных условий. Во-первых, нужна хорошая рекламная кампания. Во-вторых, следует удачно и со вкусом (в соответствии с нынешними запросами) подобрать экспонаты. В-третьих, что самое главное, без солидных денежных вливаний не обойтись: стартовать надо с сорока-пятидесяти тысяч евро.
 
Светлые мысли - наружу!
Постоянно действующую художественную галерею в нашем случае открывать вряд ли целесообразно. Лучше действовать по принципу концертных агентств - проводить время от времени выставки и арт-шоу. Каждый такой показ должен рассчитываться как отдельный проект, с собственной концепцией, программой и режиссурой.
Далее стоит подумать над тем, что показывать и кого показывать. Можно привезти в Минск творения культуры нового столетия, по известности, например, не уступающие шедеврам концептуального и дико популярного некогда Энди Уорхола. Но стоимость подобных перфомансов зашкалит за несколько миллионов долларов. Так что придется искать вариант подешевле, но тоже качественный. Наверняка в голове у каждого второго студента Академии искусств или молодого продвинутого художника, скульптора, архитектора нашей страны роится куча экспериментальных идей. Дайте выплыть светлым мыслям наружу!
Расположить будущий светоч арта и модерна лучше в центре города. Идеальным для выставочного зала может стать помещение площадью около двухсот квадратных метров. Тогда здесь найдется место и для самой галереи, и для офиса. Не надо забывать еще и про хранилище для экспонатов, и про комнату, в которой должно будет храниться оборудование.
Также придется потратиться на обустройство. На продвинутых выставках-шоу чего только не встретишь. Файер-шоу, лазерные инсталляции, многоэтажные 3D проекции и настоящие водопады - обычное дело. Правда, чтобы обустроить все со знанием и вкусом, понадобятся специалисты. К подбору кадров вообще стоит отнестись со всей ответственностью. Кроме руководителя-куратора, необходим галерист, пресс-секретарь, консультант, экспозиционер. Особенно тщательно придется потрудиться с поиском куратора. Ведь тот будет задавать тон, формировать имидж всей экспозиции. В Беларуси скандальных, эпатажных, да и просто - профессиональных специалистов из этой сферы практически нет. Так что выписывать придется из-за границы. Куратор выставки будет решать, что приемлемо, а что нет. Он будет диктовать моду и устанавливать "планку".
На галериста ляжет обязанность организовывать и проводить каждое отдельное арт-шоу. Галеристов у нас в стране тоже - раз-два и обчелся. Можно поискать их в Германии, Голландии. Круг потенциальных кандидатов широк - от устроителей гей-парадов до бывших дипломированных психотерапевтов. Легче будет найти экспозиционера. Этот человек решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она наиболее выгодно подчеркивала себя в общей массе, не вытесняла другие произведения.
В общем, вы уже поняли, что организация перфоманса - это уже целое искусство. Тоже, естественно, современное. И если не боитесь стать "своим человеком" в модной и чуточку маргинальной тусовке, прослыть самой продвинутой и безбашенной персоной и на всем этом всенародном признании еще и деньжат заработать - можете уже начинать придумывать название для своего первого проекта.
 
Ксения Дронова