Статьи

Новости

"Главное преимущество МВА - возможность для роста"

 

Формирование делового сообщества в нашей стране происходит не такими бурными темпами, как того хотелось бы, но стоит отметить, что прогресс все-таки чувствуется. Бизнес за последние несколько лет стал более взрослым, солидным, образованным. И далеко не последнюю роль в этом сыграл один из ведущих игроков рынка образовательных услуг Беларуси - Бизнес-школа ИПМ. Программа Executive MBA, которая в следующем году отметит свое 10-летие, дала отечественному бизнесу немало грамотных, успешных управленцев. Именно они составляют сегодня основу бизнес-элиты страны. О том, как влияет наличие образования международного уровня на развитие отечественного делового сообщества, мы говорим сегодня с директором Бизнес-Школы ИПМ Павлом Голенченко.
 
"Главное преимущество МВА - возможность для роста"

- В следующем году исполнится 10 лет, как Вы представили свою программу Executive MBA белорусскому рынку. Как изменились за эти годы слушатели программы и что они смогли изменить вокруг себя?
- Мы, конечно, пытаемся влиять на формирование белорусского бизнес-сообщества, но, если говорить честно, существует масса факторов, которые этот процесс сдерживают.
10 лет назад Executive MBA задумывалась как программа для руководителей - она и сегодня ориентирована на этот сегмент. Хотя слушатели первых наборов, конечно, заметно отличались от тех, кто приходит учиться к нам сегодня.
Тогда среди желающих получить степень ЕМВА было много предпринимателей первой волны - людей, которые в "лихие 90-е" увидели на рынке возможности и смогли их успешно использовать. За счет предпринимательских качеств - гибкости, проактивности, рискованности - они сумели организовать эффективный бизнес, создать команды, завоевать рынки. Получение бизнес-образования для них было следующим этапом развития.
 
Сейчас типаж слушателей несколько поменялся. С одной стороны хочется отметить, что они стали более уверенными, профессиональными, с четким пониманием того, что им необходимо. Многие компании заметно выросли. Поменялось само понятие среднего бизнеса. Если раньше оно подразумевало наличие 70-80 сотрудников и достаточно скромный оборот, то теперь речь идет о персонале численностью 300-400 человек и оборотах 10, 20, 30 млн. долларов в год… Тогда, десять лет назад, только учились вести бизнес, многое постигая исключительно на практике, показывая и доказывая все на собственном примере.
Сейчас, когда основные бизнес-процессы уже поставлены, эти компании ставят перед собой куда более сложные задачи. Современные руководители понимают, что героем-одиночкой больше быть не получится - необходимо создавать вокруг себя команду единомышленников и растить бизнес за счет них. На передний план выходит менеджмент.
 
С другой стороны - новых заметных компаний на рынке сегодня не так много. Если они и появляются, то, как правило, представляют собой "нишевых" игроков, работающих в производственной сфере и только в рамках СНГ. Это такие "скрытые чемпионы", которые не сильно высовываются, предпочитая тихо, но уверенно двигаться в выбранном направлении.
Еще одна заметная тенденция. Слушателями Executive MBA все чаще становятся представители иностранных компаний, что для нас очень важно. Ведь требования, предъявляемые к бизнес-школам и программам, на которые отправляют учиться сотрудников иностранных корпораций, очень жесткие. Они должны соответствовать международным стандартам.
 
- А были ли среди ваших слушателей за эти годы представители государственных организаций?
- К сожалению, их очень мало - всех помню и могу пересчитать по пальцам. Хотя нам бы очень хотелось с ними работать. Были даже мысли создать специальные группы и адаптировать под эти цели программу. Но пока как-то не складывается…
Наша миссия - повышение национальной конкурентоспособности. А большинство населения страны занято как раз на предприятиях госсектора. Если бы нам удалось сдвинуть мышление в крупных государственных компаниях, мы были бы гораздо ближе к реализации своей миссии.
 
- В чем, на Ваш взгляд, успех и эффективность программы?
- Есть правило, которое я всегда озвучиваю слушателям при поступлении на Executive MBA. Это правило трех составляющих успеха обучения - каждая по 40% (всего 120%). Первое - содержание самой программы и состав преподавателей. Второе - отношение человека к этому процессу. И третье - группа. Адаптация происходит во многом за счет третьей составляющей.
Бизнес объединяют одни и те же проблемы. 10 лет назад они были одни - сегодня совсем другие. Но именно проблемы и вопросы, которые необходимо решать, обозначают вектор обучения. Таким образом, программа постоянно адаптируется под реалии и конкретные группы. В этом заключается прелесть бизнес-образования - мы можем быть гибкими, изменять формат, трансформироваться.
Что касается преподавателей, то сегодня мы делаем ставку на представителей успешных бизнесов из Беларуси и соседних стран - где рынки поживее нашего. Пробовали работать и с иностранными тренерами, но поняли, что этот путь не совсем верный. Топовых консультантов мы позволить себе не можем, а второе-третье звено не способно работать так качественно, как мы бы того хотели.
Очень хотелось бы побольше практики "живых кейсов". Процесс заключается в следующем. Вся группа приходит непосредственно в компанию, проводит собеседование с топ-менеджментом, потом 3-4 дня работает с ними в области различного инструментария, после чего дает краткий аудит и свои рекомендации. Это сложно в организации, но эффект перекрывает пять кейсов о вымышленных или никому не известных компаниях. Проблема лишь в том, что ввиду закрытости белорусского бизнеса не так много компаний готовы пока пойти на это. Помогают нам в этом в основном наши же выпускники: они понимают ценность таких мероприятий.
 
- На чем делаются акценты в Executive MBA?
- Executive MBA держится на трех основных камнях: стратегия компании, внутренний менеджмент и личность руководителя. Со временем меняются только акценты. Если первые годы основное внимание уделялось стратегии, то последние года 2-3 мы стали все больше обращаться к личной эффективности руководителя. Теперь пришло время менеджмента. Бизнес укрупняется, топы становятся все более уверенными, и на первый план выходит не столько наличие умных идей по стратегии, сколько построение системы, которая способна эти идеи эффективно реализовать.
Один из инструментов, которые активно используются в процессе обучения на Executive MBA - бизнес-симуляции. Им уделяется много времени. Не зря нашим партнером является известная компания-производитель бизнес-игр Celemi. Такие симуляции позволяют гораздо быстрее и понятнее донести многие вещи, нежели это сделает преподаватель в теории.
Существуют также такие инструменты как видеокейсы и дистанционное обучение, доступное из любой точки мира. Хочется все-таки, чтобы слушатели работали не только в классе…
 
- Какие требования Вы предъявляете к поступающим на программу? И случалось ли отказывать желающим получить степень ЕМВА?
- Чем круче бизнес-школа, тем более жесткие требования к будущим слушателям там предъявляются. Есть на Западе и такие компании, куда принимаются абсолютно все. Но есть и те, в которых, практически как в рекрутинге, абитуриента прогоняют через множество этапов, разного рода собеседования и испытания. Например, очень серьезно к этому подходит швейцарская бизнес-школа IMD, работающая именно в Executive-формате. И на такие компании действительно хочется равняться. Если уж они и набирают людей, то дают им гарантию того, что после получения степени ЕМВА выпускник непременно сделает себе очень хорошую карьеру либо выдвинет свою компанию на иной уровень. И в такие школы большой конкурс.
Мы пока не на такой стадии. Но у нас тоже есть определенные требования. Мы, например, в отличие от некоторых наших "коллег по рынку", не берем в группу больше слушателей, чем было заявлено изначально. Особенно часто такое случалось до экономического спада, когда наблюдался некоторый ажиотаж. На стандартные 24 места было по 40 заявок. Приходилось отказывать... По разным причинам, но все они достаточно тривиальны. Во-первых, это недостаток управленческого опыта. Во-вторых, низкая мотивация. В-третьих, плохие результаты вступительного теста.
Но я хочу отметить, что все это обусловлено только одним: мы заинтересованы в том, чтобы группы были как можно более цельными и сильными - тогда и процесс обучения будет более эффективным.
 
- Ваши выпускники, помимо Сертификата Бизнес-школы ИПМ, получают диплом Академии Леона Козьминского, имеющий аккредитации EQUIS и AMBA. Что им это дает?
- В свое время нам очень повезло с тем, что при запуске программы у нас было два партнера  - американский и польский. Американский партнер, хоть и многое сделал для нас на первом этапе, исчез, как только закончилось финансирование. С поляками мы работаем по-другому: они не относятся к нам как к коммерческому проекту. Программа совместная, и польская сторона оказывает нам большую помощь в ее реализации. К тому же они позволяют нашим слушателям защищать дипломы у себя, в Варшаве. На сегодняшний день Европейский диплом Академии Леона Козьминского имеет аккредитации - EQUIS и AMBA, лидирующей европейской ассоциации МВА. Сейчас академия находится еще и в процессе подачи заявки на аккредитацию AACSB - американского аналога.
Главное, что дают эти аккредитации - гарантия того, что программа соответствует международным стандартам. Соответственно, наличие такого диплома свидетельствует о высоком уровне образования и открывает двери не только в отечественный бизнес. Для собственников степень ЕМВА - гарант качества полученных знаний, для людей, стремящихся сделать карьеру, - серьезное повышение своей ценности и стоимости на международном рынке.
 
- Кому прежде всего нужен диплом ЕМВА?
- Есть одно простое правило: не навреди. Каждый продукт предназначен для людей, находящихся на определенной жизненной фазе. Когда люди с нулевым опытом управления идут получать МВА, они все-таки совершают ошибку. Конечно, для саморазвития это полезно. Но это ложное ожидание: без практических основ, пусть даже в небольшой компании, эти знания пройдут как через сито.
Поэтому одно из главных требований для поступающих на программу - наличие управленческого опыта и высокой мотивации. Это не только предполагает возможность говорить с человеком на одном бизнес-языке, но и дает гарантию того, что полученные знания помогут систематизировать прежний опыт, выйти на новый уровень. МВА требует именно новых задач, амбициозных целей и стремления в их достижении.
Главное преимущество, которое может дать степень ЕМВА, - возможность для роста.
 
- Своих бывших слушателей вы решили объединить в Клуб выпускников ЕМВА. Возможно, именно он станет основой бизнес-элиты страны?
- На данный момент у нас 307 выпускников, 60 - на подходе. Это немало, но и не так много, чтобы говорить о том, что деловое сообщество страны сформировано. Хотя нам бы очень хотелось, чтобы именно наши выпускники стали его основой. Для этого, собственно, и создавался Клуб.
Бизнес часто строится на обмене опытом и на связях. Это, пожалуй, главное преимущество Клуба выпускников ЕМВА - его члены многому могут научиться друг у друга, а мы можем многому поучиться у них… А иногда просто важно и полезно обсудить проблемы с людьми, для которых это тоже актуально.
В наших планах - организация формальных и неформальных встреч выпускников клуба, проведение специальных семинаров, а также объединение их через закрытую социальную сеть типа Facebook.
Хочется, чтобы они развивались, общались, получали удовольствие от общения друг с другом и… действительно формировали сильное деловое сообщество.
 
Записала Юлия Мудревская