Статьи

Новости

Тенденции МВА сезона 2009-2010: кризис дал о себе знать

Только за последние несколько десятков лет степень МВА получило более чем 100 000 специалистов во всем мире. Это, несомненно, указывает на то, что сейчас это один из самых верных способов не только подняться по карьерной лестнице быстрее остальных, но и получить знания и навыки, которые не заменят никакие другие источники. Добавим, что ежегодно эта цифра увеличивается. Но с наступлением экономического кризиса ситуация на рынке МВА ощутимо изменилась, и как не странно, не в количественном, а в качественном плане.

Тенденция 1
К примеру, прошлой осенью наблюдался повсеместный рост количества поступающих, что даже заставило многие бизнес-школы увеличить набор. А в этом сентябре многие бизнес-школы недосчитались студентов. Больше всего пострадали бизнес-школы США, которые еще несколько лет назад были заветной мечтой большинства "бизнес-студентов" мира. Впервые за последние годы в бизнес-школах США 3% международных студентов,принятых на обучение, отказались его начинать. Цифра безпрецидентно высокая. Тем более что количество заявок на обучение от международных студентов осенью прошлого года было очень высоким. К примеру, в топ бизнес-школе MIT's Sloan School of Management количество заявок в 2008 году выросло на 28% по сравнению с предыдущим годом. А NYU's Stern School of Business в прошлом году получила второе самое большое количество заявок за время существования школы - на 20% больше по сравнению с 2007 годом.

Главной головной болью бизнес-школ стала проблема набора в этом сезоне. Ведь если было такое количество отказов в прошлом, то возможно в этом и поступать станут меньше. На этом фоне компания GMAC продолжает наблюдать рост количества сдающих тест GMAT особенно среди аппликантов за пределами США. Из чего следует вывод: международные студенты не отказываются от МВА, они просто отдают предпочтение европейским и азиатским программам.
 
Причин для такого явления достаточно много. Во-первых, стало довольно сложно найти финансирование дорогостоящего американского МВА. Конкуренция на получение стипендий тоже значительно выросла. Во-вторых, препятствием на пути к поступлению у международных студентов стала сложность взять кредит без поручителя, а иногда даже и с поручителем. Многие банки в принципе приостановили выдачу кредитов на обучение. В-третьих, в США практически невозможно получить разрешение на работу. А в кризис МВА студенты боятся потерять возможность заработка. Вот и получается, что потенциальные студенты либо ищут варианты получения МВА в собственной стране, либо подбирают страну, в которой можно остаться и строить карьеру. К примеру, все студенты британских МВА программ по умолчанию имеют возможность на протяжении года (минимум) работать в Великобритании.
 
Тенденция 2
Больше всего отказываются от обучения в США студенты из Индии и Южной Кореи. Процент отказов по этим двум группам - 16%. Декан МВА программы Университета Индианы, говорит, что это огромная потеря для бизнес-школ США, ведь это существенно изменит понятие сбалансированности классов. Руководство бизнес-школ серьезно рассчитывало на этих студентов. Маниш Бейдж, студент из Индии объясняет ситуации со своей личной позиции: "Кризис заставил меня дважды подумать, о том, готов ли я залезть в долги размером в $130 000, при этом даже не имея возможности остаться работать в США после окончания обучения". Маниш будет получать МВА в Indian School of Business, хотя поступил в Duke University's Fuqua School of Business.
 
Не смотря на такую ситуацию, некоторые бизнес школы не чувствуют снижение интереса, возьмем к примеру ту же Harvard Business School, которая увеличила набор не только на МВА программу, а еще и на программу 2+2 (2 года - практика при школе + 2 года обучение на МВА).
 
Тенденция 3
Зато Китай и Турция к бизнес-школам США по прежнему благосклонны, даже наблюдается рост спроса со стороны этих двух стран. По данным "BusinessWeek", количество студентов из Китая в этом году увеличилось на 14%, а из Турции на 22%. Это не смотря на появления качественных МВА программ в самих Китае и Турции. Такая тенденция связана с тем, что местные бизнес-школы этих стран просто не способны удовлетворить существующий спрос. Таким образом, эксперты уже делают прогноз, что в ближайшие год-два бизнес-школы США пострадают от недостатка международных студентов, что сыграет на руку европейским и азиатским бизнес-школам.
МВА Strategy
 
МВА в Беларуси
 
Коснулись ли данные тенденции рынка белорусского бизнес-образования и программа МВА в частности? С этим вопросом мы обратились к Татьяне Пономаренко, административному директору программы Executive MBA Бизнес-школы ИПМ
 
В отличие от описанных в данном материале международных тенденциях, мы не ощутили серьезных изменений в спросе на программу Executive MBA. А предыдущие два набора (февраль 2009 и октябрь 2009) как раз и пришлись на время, когда представители отечественного бизнеса собирались с мыслями и думали над тем, как работать в новых условиях. Скорее, кандидаты стали более требовательными: и в отношении уровня программы,  и в отношении ее соответствия международным стандартам, и к составу преподавателей, и к выдаваемому диплому.
В первую очередь, это объясняется тем, что сегодня большинство слушателей программы, оплачивают обучения из собственного кармана, т.е. они заинтересованы и во внешних атрибутах повышения своего профессионального уровня (наличие международного диплома), и в отношении содержательной части (знания и навыки, приобретаемые в процессе обучения). Кроме того, немаловажной составляющей программ MBA являются новые деловые связи и контакты, возникающие между слушателями в процессе обучения. А в отечественных условиях ведения бизнеса этот фактор порой может сыграть решающую роль. Все-таки большинство слушателей нашей программы заинтересованы и ориентированы на развитие бизнеса в этой стране либо в странах ближнего зарубежья.
 
Кроме того, кризис заставил обратить внимание на предложения отечественного рынка еще две категории потенциальных слушателей программы: тех, кто ранее рассматривал для себя получение степени EMBA у наших соседей (преимущественно, в России), а так же самих россиян. Ведь если сравнивать программу EMBA Бизнес-школы ИПМ и программы ведущих бизнес-школ России и Украины, то наша заметно отличается. Это связано с тем, что программы EMBA, имеющие международные аккредитации (в нашем случае, это аккредитация Aссоциации MBA) должны строго соответствовать предъявляемым международным стандартам. А при прочих равных, наша программа однозначно выигрывает в цене по сравнению с программами, представленными на рынке бизнес-образования у наших соседей. И это несмотря на то, что даже в условиях кризиса мы регулярно повышаем стоимость программы.