Статьи

Новости

"Наконец у меня появилось ощущение, что я иду по своей дороге"

 

НеДетская экономика
Высшее образование я получила в экономическом университете - БГЭУ. Окончила торговый факультет по "громкой" специальности - "Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления". С вузом определилась еще в школе, так как училась в математическом классе гимназии, в которой к моей удаче был введен курс по экономике для детей программы Junior Achievement. Это очень большая программа, но в Беларуси были введены только 3 курса: "Прикладная экономика", игры компьютерного моделирования "Моделирование экономики и менеджмента" и практикум "Школьная компания". Программа удивительно полезная и интересная, она очень многое мне дала, так как просто и по-детски доходчиво заложила основы и развила понимание сложных вещей. В университете, например, я легко воспринимала и усваивала любую информацию по экономике. В отличие от своих сокурсников, которые постоянно бегали ко мне с просьбами объяснить на уровне "лимон - лимонад" книжные термины и понятия. Очень жаль, что программы этой больше в Беларуси нет, хотя в свое время она активно развивалась. С появлением в моей жизни ребенка иногда я задумываюсь о том, что чего-то подобного для базовой образованности детей у нас явно не хватает. Как знать, может, и займусь этим в будущем…

Логика цифр
В университете мне было интересно, учиться на самом деле нравилось. Нравился вуз, нравился факультет, нравились многие из преподавателей... Я считаю, что торговый факультет - самый интересный. Оттуда выходят маркетологи сильнее, чем с факультета маркетинга - хотя бы потому, что там очень сильно дается экономика торговли. На мой взгляд, хороший маркетолог непременно должен понимать логику цифр и показателей, даже если он занимается исключительно продвижением, ведь цифры позволяют видеть ситуацию панорамно.
Я вообще считаю, что образование многое дает человеку. И в корне не согласна с теми, кто говорит, что после окончания вуза можно просто забыть все, чему там учили. Цель образования не дать вам книжную формулу "2x2=4", а заложить логику принятия решений, столь необходимую для дальнейшего развития. У юристов - своя логика, у экономистов - своя, у маркетологов - своя. Человеку дана голова, чтобы творчески преобразовать полученную информацию и впоследствии эффективно ее использовать.
 
Маленький недостаток
Мое первое место работы было просто удивительным. Это было рекламное агентство, которое до сих пор является официальным подрядчиком Белорусской автомобильной ассоциации по проведению автомобильной выставки. Я попала туда, не имея опыта, еще будучи студенткой. И на удивление, меня назначили координатором. Это работа увлекла меня с головой, правда, был у нее один минус - мне практически не платили денег… Зато энтузиазма и энергии у меня тогда было море. Дипломную работу пришлось писать за 3 дня…
 
Правильный старт
Когда диплом был уже на руках, я поняла, что нужно двигаться дальше. Ведь вложения в образование - это инвестиции, и как любые инвестиции они должны возвращаться. Поэтому следующим местом моей работы стала компания "Локрум", дистрибутор косметических брендов среднего уровня и премиум-класса. Это была работа с громкими мировыми брендами и несколько новый опыт, в котором совместились функции специалиста по продвижению розницы, бренд-менеджера одной из косметических марок, а в последствии и руководителя отдела маркетинга. Мне очень нравился продукт, а соответственно и нравилась с ним работать.
Крайне важно "правильно" начать карьерный путь. Я думаю, для этого есть два варианта. Первый - иметь удачу встретить грамотного наставника, который может разглядеть твой потенциал и верно направить тебя. Второй - на старте работать в сильной, как правило, известной компании, в которой изначально выстроены все процессы и присутствует "политика садовника" для персонала. Во втором случае ты просто учишься на этой системности автоматом, и уже не представляешь, что может быть по-другому. Как правило, это компании с иностранными брендами в портфеле, хотя сейчас в Беларуси есть и компании с национальными торговыми марками, работа которых действительно достойна уважения и вызывает желание сотрудничать с ними.
 
Модный бизнес
Наверное не ошибусь, если предположу, что работа в fashion -бизнесе является для многих девушек, начинающих свою карьеру, желаемой. Со стороны кажется, что это своего рода постоянный праздник - мода, коллекции, красивые витрины, радостные покупатели, глянцевые журналы, презентации для постоянных клиентов… Не могу сказать, что, когда я пришла в fashion-сегмент, у меня были такие иллюзии - наоборот, я была настроена на то, что работать нужно будет много, вовлечённо и серьезно. Мне довелось поучаствовать в двух "модных" проектах Минска - магазины ТДМ и Naf Naf (компания ТДМ) и ТЦ "Корона" (Модный Молл). Это бесценный опыт, когда ты развиваешься не только профессионально, но и личностно - начинаешь хорошо ориентироваться в брендах, тенденциях, качестве, и, безусловно, лучше разбираться в людях. Поэтому я всегда подчеркиваю, что fashion -сфера, без сомнения, одна из самых интересных - и с точки зрения реализации своего потенциала, и с точки зрения расширения личного кругозора. Но, к сожалению, в Беларуси практически отсутствует одежный рынок, его развитие идет крайне тяжело. С белорусским потребителем с точки зрения маркетинга работать намного сложнее, чем в соседних странах. Лично для меня, люди, которые сейчас открывают в Беларуси модные магазины - из категории энтузиастов. Проблема в принципе не в том, что нужно приложить массу усилий - для людей, вовлеченных в fashion, это не ограничитель, а в том, как эти усилия соизмеримы с конечными результатами и со скоростью их получения. А в белорусском розничном fashion-бизнесе эта скорость очень низкая.
Кстати, на этом этапе своей профессиональной лестницы я решилась осваивать профессию бизнес-тренера и свою тренерскую дипломную работу закономерно посвятила специализированному тренингу для магазинов модной одежды.
 
Бой с тенью
Я проработала в маркетинге практически 7 лет. И как-то незаметно для себя поняла, что очень устала … Произошло эмоциональное выгорание. Многие люди в маркетинге проходят это. Наверное, наш рынок длительно проходит такой этап развития, на котором к маркетингу как к профессии и как к функционалу внутри компании существует некое неоднозначное отношение. Финансовые службы считают что маркетинг - сплошные траты, отдел продаж скорее в виде исключения признается, что в коммерческих успехах компании есть и скромное участие маркетолога, руководители часто вешают на маркетологов то, что делать в компании просто некому и т.д. Насколько мне известно, чувство недооцененности у белорусских специалистов - состояние привычное. Маркетолог редко получает обратную связь внутри компании, скорее он получит ее извне - подрядчики, клиенты, иногда и конкуренты… Я не была исключением, и я не справилась с этим. В состоянии разочарования реализоваться невозможно. Отойдя от работы в маркетинге, я все это переосмыслила. Конечно, можно пенять на рынок, на руководителей, еще на что-то, но есть и еще один очень важный момент. Даже если в компании нет понимания маркетинга, нет должного к нему отношения, нет статуса, мы сами должны использовать инструменты маркетинга для позиционирования своего отдела, своей работы и себя внутри структуры. Ведь если мы профессионалы - мы это умеем делать, в конечном итоге мы это делаем каждый день. Я в свое время этого не увидела и этим не пользовалась. Теперь считаю это своей ошибкой. А те, кто сделал карьеру в маркетинге в нашей стране, для меня почти герои.
 
"При деле"
В это непростой период "кризиса профессии", с легкой руки портала Diva.by меня пригласили редактировать переводные книги по fashion-маркетингу издательства Владимира Гревцова. Мы сделали 2 книги ("Маркетинг в индустрии моды" и "Прибыльный fashion-бизнес". Одна из них уже издана и доступна в продаже. - Прим. ред.). Кроме этого я постоянно сотрудничала с деловыми и модными журналами и интернет-порталами. Это все поддерживало меня, но я все больше задумывалась о том, что работать в маркетинге не хочу. Только решиться на резкие перемены было сложно.
Решение пришло само собой с рождением ребенка. И как бы странно это ни звучало, именно рождение дочки помогло мне переосмыслить свою профессиональную деятельность. Вообще мне кажется, что беременность и рождение ребенка для девушки - это просто колоссально полезный опыт. С появлением детей ты начинаешь смотреть и на мир, и на саму себя совсем по-другому. Оценка собственного опыта, зрелости, взрослости становится более осознанной и адекватной. И не с позиции возраста, а с позиции уровня сознания. Я устала от вечной гонки, мне нужна была пауза, и теперь я знаю точно: наслаждаться радостями материнства и быть вовлеченной мамой можно только в том случае, если до этого ты много работала. Тем приятнее в эту работу потом возвращаться.
Я не была скучающей домохозяйкой - все время была "при деле". Общалась с журналистами и с бывшими коллегами, работала над книгой… Но это время мне очень пригодилось для того, чтобы обдумать все. Как раз в декретном отпуске я поняла, что, имея диплом бизнес-тренера, хочу развиваться именно в этой профессии. Благо, к тому времени и необходимые знания, и опыт были.
 
Разложить по полочкам
Не могу сказать, что как слушатель я посетила массу тренингов и семинаров. Базовое развитие получила в рамках внутреннего обучения в компаниях, которых работала. Иностранные партнеры уделяют этому много внимания. Те тренинги, которые проводили они, безусловно, были самыми яркими, полезными и эффективными. Кроме этого, было обучение по маркетингу по базовой программе МВА (БГУ). Тогда в этой бизнес-школе можно было изучать блок по конкретному предмету. Наверное покривлю душой, если скажу, что это обучение открыло мне глаза и вырастило из меня профессионала… В теории маркетинга уже вряд ли можно придумать какое-то ноу-хау. Но это обучение позволило все разложить по полочкам. Поэтому периодически учиться крайне важно. Чтобы вырвать себя из каждодневной текучки, избавиться от зашоренности, посмотреть на свой опыт со стороны, в конце концов, познакомиться с коллегами. И конечно важно, как именно проходят те семинары и тренинги, которые вы посещаете, кто и, главное, как их проводит.
 
Не было бы счастья…
В бизнес-тренерство я пришла, как ни странно, благодаря негативному опыту. Еще в период моей работы бренд-менеджером я уже занималась обучением персонала, но это были только тренинги, направленные на изучение продукта. Технологии продаж я давать не могла, да и не хотела - каждый должен заниматься своим делом. Компания приняла решение обратиться к тренерам-профессионалам. О чем впоследствии сильно пожалела… Это была белорусская консалтинговая компания - известная, занимающая активную позицию на рынке. И тренер был вроде как с опытом проведения тренингов подобного формата. И цена была хорошая … На деле же было большое разочарование и у меня, и у всех сотрудников. Тренер давала совершенно отстраненный материал, не понимая даже ситуаций, с которыми продавцы сталкивались каждый день. Возможно, это была действительно полезная информация. Но не было учтено главное - специфика работы нашей компании и ее сотрудников. Мы прервали тренинг на середине. Для меня же это стало отправной точкой - через 4 месяца я уже осваивала азы тренерской профессии в Москве - в Коммерческом Институте Бизнеса и Кадровых технологий, школе бизнес-тренеров. Насколько мне известно, дипломированный тренер в Беларуси встречается редко, но мне самоучкой быть уж точно не хотелось. После обучения я посмотрела на все совершенно другими глазами. Увидела и свои ошибки в качестве продукт-тренера и, конечно же, ошибки тренинга консалтинговой компании. Кстати, сейчас одна из моих любимых программ - это "Навыки проведения тренинга по продукту".
 
Новая высота
Мой первый открытый тренинг был в бизнес-школе "ИНЭП". Чуть позднее в рамках этой бизнес-школы я начинала развивать направление обучения для розницы, были сделаны первые шаги. Но серьезная работа в отношении ритейла началась с лета прошлого года, когда была организована компания "Про Ритейл". Она создавалась как компания, которая будет специализироваться на вопросах оптимизации работы розницы и на вопросах сотрудничества дистрибуторов и производителей с розницей. У нее даже слоган "земной" - "торгуй и зарабатывай!"
В этом бизнесе у меня два партнера - Евгений Вяткин и Максим Янкив. На мой взгляд, мы составляем удачный альянс, так как дополняем компетенции друг друга в том виде, в котором сегодня нуждается рынок. Евгений Вяткин - тренер-консультант с 9-летним стажем в области продаж, харизматичный и востребованный, кстати, не только в Беларуси. До создания "Про Ритейл" Евгений был совладельцем и руководителем бизнес-школы ИНЭП, за то время он успел создать авторскую школу продаж, из нас троих у него самый большой опыт работы в консалтинге. Максим Янкив не так давно пришел в "Про Ритейл", но до этого активно осуществлял комплексный консалтинг в розничной торговле, занимался проектированием торговых объектов, работал бизнес-тренером. В розничных кругах Максим - человек известный. 
 
Конечно, в команде "Про Ритейл" есть и другие консультанты, но в отличие от многих консалтинговых компаний их немного, и наш штат не раздут. Для себя мы еще в самом начале определили требования к тренерам, принципы нашего сотрудничества и четко им соответствуем. Первое и главное: наши консультанты обязательно должны работать в бизнесе и обучать только тому, что сами осуществляли на практике. Второе: мы против того, чтобы у тренера был раздут портфель его тренерских продуктов. Как говорится "для всех - это ни для кого", поэтому выделяем специализацию каждого. Третье: нам важна и сама личность тренера. На сегодняшний день все, кто в нашей команде, это позитивные интересные люди, глубоко видящие человека, бизнес, жизнь… Со своей стороны мы достойно вознаграждаем их, на специалистах не экономим и помогаем развивать их тренерские навыки, продукты, и, соответственно, их имена.
Вот сейчас у меня есть ощущение, что я занимаюсь своим делом и иду по своей дороге, на благо всех - свое, своих близких, партнеров, клиентов, учеников….
 
Записала Юлия Мудревская