Статьи

Новости

"Впереди обязательно должно быть развитие"

 

Специалист останавливается в развитии, если он считает, что добился всего, что мог. Любая вершина - это всего лишь новая отправная точка. Именно такой мысли придерживается наша сегодняшняя собеседница - Виктория Видевич, директор по маркетингу компании "ЕвроОбувь" (розничная сеть магазинов "Basta" и "Estri")
 
"Впереди обязательно должно быть развитие"
 
Новое - не значит лучшее
Уже в классе 9 я приняла решение, что буду учиться именно в Институте народного хозяйства, переименованном в год моего поступления в БГЭУ. Но нужно было определиться со специальностью. Первое, что приходило в голову, была профессия бухгалтера - именно с ней тогда ассоциировался нархоз. Так как я заканчивала школу с углубленным изучением английского языка, подумывала и о факультете международных отношений. Но туда, честно говоря, идти побоялась. Конкурс был большой, да и сдавать необходимо было все три экзамена, в отличие от других факультетов, где медалисты (коей я являлась) могли поступить уже после первой отличной оценки. Определиться помог случай. Как раз тогда, когда я поступала, в институте открывали новую специальность - "экономическая кибернетика". Я решила попробовать свои силы и поступила.
 
Разочарование пришло довольно скоро. Как оказалось, даже сами преподаватели не совсем четко понимали, какие знания необходимо давать студентам по новой специальности. Поэтому я решила параллельно поступить в Высшую школу управления и бизнеса БГЭУ на заочное отделение на специальность "Внешнеэкономическая деятельность". В итоге и одну, и другую специальность успешно окончила с дипломами с отличием. Через год поступила в магистратуру на заочное отделение и через два защитила магистерскую диссертацию с присвоением степени магистра экономических наук.
Я никогда не была этаким "синим чулком", "заучкой", все как-то само собой получалось. Учеба меня никогда не напрягала, мне было просто интересно.
Полезное с полезным
В 1995 году Высшая школа управления и бизнеса совместно с Немецкой академией менеджмента делали для Белкоопсоюза проект по обучению председателей районных потребительских обществ. Тогда они взяли из ВШУБа двух лучших на их взгляд студентов - в том числе и меня. Принцип обучения заключался в следующем: три недели лекций и семинаров в Минске по менеджменту, маркетингу и финансам с немецкими преподавателями, затем три недели в Германии на ознакомление и изучение ассортимента двух известных немецких предприятий, после этого анализ белорусского рынка для сбыта  продукции  этих двух предприятий, и,  как результат, защита проектов по исследованию белорусского рынка и возможности дистрибуции  немецкой продукции.  Конечно разница между теми знаниями, которые давали немцы, и тем, что преподавали нам в институте, была очень ощутимой. В то время о подобных вещах вообще никто не говорил… Поэтому тот опыт оказался для меня просто неоценимым.
После окончания проекта меня, пригласили на работу в Белкоопвнешторг в отдел по торговле со странами ближнего и дальнего зарубежья, где я три года проработала экономистом. Конечно, после обучения в Германии, у меня была масса идей, но тогда было довольно проблематично что-то сдвинуть с места, особенно в государственных компаниях. О маркетинге мало кто имел понятие, да и стремления это освоить не наблюдалось.
 
Однажды кто-то из знакомых мне сказал, что в Институт приватизации и менеджмента требуется маркетолог на участок создания и ведения базы данных. Это было в 1997 году. Попав в ИПМ, я поняла, что компании, которые хотят развиваться, все-таки есть, и их не так мало. Мне было очень интересно работать именно в такой компании. Уже в это время ИПМ имел свою миссию, видение, и это были не просто слова учредителей. В это действительно верили все сотрудники! И именно там, я думаю, по сути началась моя карьера. Атмосфера, которая царила в ИПМ; люди, которые окружали меня; знания, которые я получала - это было очень здорово и многое дало мне для дальнейшей профессиональной деятельности. В том числе, хорошие связи в бизнес-среде.
 
Сотрудники ИПМ могли бесплатно обучаться по любой программе. А Институт приватизации и менеджмента был первым образовательным центром, получившим аккредитацию по многим международным программам. В том числе Открытого британского университета и Королевского института маркетинга. Впоследствии я стала менеджером этих программ и решила, что обязательно должна изучить одну из них изнутри. Выбрала Королевский институт маркетинга, который как раз только получил аккредитацию у нас - необходимо было все начинать с нуля. Мне безумно понравилось то, чем я занялась. Нравилось работать, нравилось учиться. Мне все тогда нравилось в ИПМ. И во многом благодаря тем руководителям, которые тогда стояли у руля - Павлу Данейко и Дмитрию Дичковскому. Эти люди очень многое сделали и для ИПМ, и для всего белорусского бизнеса, и в моей жизни сыграли большую роль.
В 2001 году я получила Advanced Certificate in Marketing Королевского института маркетинга, а спустя два года, пройдя второй уровень обучения на английском языке, получила Postgraduate Diploma in Marketing.
После обучения предлагали остаться в ИПМ в качестве преподавателя, но, во-первых, преподавание это не мое, а, во-вторых, хотелось применять полученные знания на практике.
 
Кухня и мастера
Благодаря приобретенным в ИПМ связям, я попала на работу в компанию "Кухня мастера", которая на тот момент только запускала проект по производству пельменей.  Мы развивали этот проект с нуля. В буквальном смысле лепили пельмени у меня дома. Это было весело и интересно. И это был отличный опыт. В итоге получился хороший продукт - пельмени "Замковые". Концепцию, название, кстати, тоже придумали сами, хотя долго не могли найти нужного - даже обращения в различные брендинговые агентства не давали необходимого результата. Очень важно отметить, что тогда качество и вкус продукта для нас являлись первостепенными. Теперь, спустя много лет, когда вижу в магазинах эти пельмени, душа радуется… Приятно чувствовать свою сопричастность к рождению продукта, завоевавшего своего потребителя и продолжающего развиваться.
Но через какое-то время я поняла, что мне стало как-то скучно в этой компании - поле для дальнейшей деятельности было совсем небольшим, бюджет на маркетинг выделялся совсем маленький. А мне хотелось воплощать в жизнь все новые и новые идеи.
 
В жестких рамках
Я отправила свое резюме в одно из кадровых агентств, и мне довольно быстро предложили работу в компании "Морозпродукт" (мороженое "Гоша"). К тому времени компания занимала лидирующую позицию на рынке мороженого, уже был создан брэнд "ГОША". Большое внимание уделялось развитию продукта, маркетингу, выделялся хороший бюджет, заказывались исследования рынка, т.е. все делалось корректно. Мне нравилось, что существовала креативная группа, в состав которой входили: учредитель, маркетологи, технологи, продукт-менеджеры, начальник производства. Каждый новый продукт на любой стадии - от разработки до выпуска - проходил настоящее испытание - и закрытые дегустации, и тестирование на целевой аудитории. И только после этого появлялся в магазинах.
 
Единственный недостаток, на мой взгляд, в этой компании  - это недоверие учредителя специалистам. На согласование мельчайшего вопроса уходило много времени. Иногда получалось даже так, что пока согласуешь что-то, это уже становилось неактуально. Находясь в должности заместителя директора по маркетингу, я по сути ничего не решала, все равно делалось только так, как скажет учредитель. Это было довольно сложно. В какой-то момент я поняла, что начинаю деградировать. Хотелось иметь возможность самостоятельно действовать, расти и развиваться. Я разместила свое резюме на сайтах по поиску работы…
 
По стойке "смирно"
… На следующий день мне позвонили из одной достаточно крупной фармацевтической частной компании (я бы не хотела называть ее, т.к. это было единственное негативное место моей работы).  Я съездила, пообщалась с учредителем, который мне показался человеком очень харизматичным и интересным. Да и те условия, которые я озвучила, не вызывали никаких вопросов. Понравилось и то, что производство, складские и офисные помещения у компании были собственными. И поэтому работать туда я шла с удовольствием. Но, как оказалось, бразды правления в компании принадлежали не учредителю, и даже не директору, а заместителю директора - бывшему сотруднику правоохранительных органов. Поэтому и стиль руководства, и корпоративная культура в компании оказались весьма специфичными… Эдакая казарма, где никто ни за что не отвечает, но все строго отвечают перед ним за любой "проступок". Однажды из-за жуткого гололеда я, очень пунктуальный человек, опоздала на 7 минут на работу - меня заставили писать подробную объяснительную…
 
Я пришла в компанию в должности руководителя проекта. Одновременно со мной пришла и директор по маркетингу, которая до этого долгое время до этого проработала в крупной международной компании. Каково же было наше изумление, когда три недели мы, достаточно высокооплачиваемые специалисты, просидели без рабочего места, без компьютера, в кабинете без банальных санитарных условий… С одной стороны, мне очень хотелось что-то изменить - поле для деятельности было широкое. Было очень удивительно, что компания, 15 лет работающая на рынке, на самом деле такая косная. У них не было элементарного планирования! На все мои предложения, идеи и планы я слышала один ответ: "у нас все равно это не получится, потому что тот-то ЗАБУДЕТ заказать сырье, тот-то упаковку" и все в таком роде. В итоге я поняла, что сдвинуть эту структуру практически невозможно. Проще все снести и выстроить заново. Меня хватило на два месяца.
 
Не зовите - не пойду
И несмотря на то, что на дворе был самый разгар кризиса (это был конец декабря 2008 года), я снова оказалась в поисках работы. В среду я позвонила в кадровое агентство, а уже в понедельник (через 5 дней) после собеседования с учредителем меня пригласили в компанию "Еврообувь" - сеть обувных магазинов  "ESTRI" и "BASTA!".
Вот уже больше года я работаю здесь директором по маркетингу и на сегодняшний день очень довольна. Я поняла, что в этой компании мне интересно и комфортно. У руля стоят грамотные учредители, которые постоянно развиваются сами, а вместе с ними их бизнес и  соответственно сотрудники. Когда я пришла сюда, у нас было 5 магазинов обуви, а уже в марте мы открыли девятый… Очень нравится уважительное и честное отношение к персоналу. Я получаю удовольствие от того, что делаю сегодня - и для меня это главное.
 
Учиться, учиться…
Я горжусь тем, чего добилась. И считаю, что во многом это произошло благодаря моему образованию. Я очень благодарна своим родителям, которые сами, являясь кандидатами наук, смогли вложить в наши сестрой головы, что образование и развитие для человека очень важны. Практически одновременно я с отличием окончила два факультета в университете, прошла обучение в Немецкой академии менеджмента и получила бизнес-образование международного уровня в Королевском институте маркетинга. Но это не значит, что я готова остановиться. Может, через годик-другой решусь на МВА.
 
5+5
Думаю, что самое главное для любого специалиста иметь тип мышления не "проблема", а "результат". Когда поставлена задача, то ее надо решать, а не искать проблемы, почему что-то не получится. Знаете, есть такое выражение: "Кто хочет чего-то добиться - ищет возможности, а кто нет - ищет отговорки".
Мне кажется, что практически на каждом предыдущем месте работы я оставляла после себя хороший след. И мне, конечно, приятно, что многие продукты стали успешными во многом благодаря моим идеям и стараниям.
 
Все только начинается
У нас сложилось негативное отношение к слову "карьерист" потому, что нам кажется, что эти люди ради новой должности готовы на все: идти по головам, топить сослуживцев…
Я предпочитаю выражение "успешный человек". Человек успешный продвигается благодаря своей харизме, трудолюбию и склонности экспериментировать, он делает все для профессионального роста, не используя черные методы. Я вообще по натуре очень мягкий человек, и я не считаю, что начальник должен быть монстром, главное быть профессионалом в своем деле и иметь авторитет у своих подчиненных.
 
Я думаю, что в 35 лет человек не может говорить о том, что он уже состоялся как специалист. Впереди обязательно должно быть развитие.
По поводу планов. Конечно, мне не чужды мысли по поводу открытия какого-то своего, дела, бизнеса. Но я понимаю, что надо сильно потрудиться, чтобы к этому прийти. Не могу пока сказать, какая это будет сфера, но я глубоко уверена в том, что хорошего уровня специалист может вникнуть в любую сферу и принять любую ситуацию.
 
Борщи или работа?
Бывают, конечно, иногда мысли о том, как было бы хорошо быть домохозяйкой: сидеть дома, варить борщи… Но это только по утрам - стоит вылезти из-под одеяла, и все проходит. Работу я люблю, и сидеть без нее не могу. Хотя на первом месте у меня, конечно, семья и здоровье. Карьера, видимо, на третьем.
 
Покой нам только снится
Мое главное увлечение - это моя дочь. Ей 15 лет. И я прилагаю все усилия к тому, чтобы она выросла хорошим образованным человеком. Пока, мне кажется, у меня получается неплохо.
А вообще я очень активный человек, без дела сидеть не могу. Стараюсь постоянно держать себя в форме: хожу регулярно в спортзал. Недавно увлеклась горными лыжами. Зимой выезжаем в горы. А летом - походы на байдарках, велосипедные прогулки.
 
Счастья!
Всем желаю счастья. Глубоко уверена в том, что чем больше вокруг тебя счастливых людей, тем счастливее ты сам.
 
Записала Юлия Мудревская