Статьи

Новости

Гражданское общество Беларуси: тренды последнего года

Как развивается ситуация в гражданском обществе Беларуси, что изменилось за последний год? На эти и другие вопросы отвечает документ, подготовленный Центром европейской трансформации.

 Иллюзия высокой активности
 Недавно Центр европейской трансформации (ЦЕТ) подготовил сборник квартальных отчетов Программного мониторинга гражданского общества Беларуси (за период с апреля 2011 года по март 2012 года). Как отмечают его авторы, полученные результаты позволяют оценить ситуацию в развитии процессов в гражданском обществе в Беларуси и определить приоритеты дальнейшего развития.

На взгляд «Ежедневника», наиболее показательные характеристики происходящего содержатся в главе «Гражданское общество в зеркале мониторинга: тренды и тенденции последнего года». Как отмечает в ней директор ЦЕТ Андрей Егоров, гражданское общество Беларуси продолжает оставаться наиболее перспективным актором изменений, обладающим самым большим потенциалом, но этот потенциал лишь в незначительной степени конвертируется в результативную деятельность. На общем фоне политического застоя в стране создается иллюзия высокой активности организаций гражданского общества, но активность далеко не всегда гарантирует достижение нужного результата.

«Система государственной власти и управления не только не способствует становлению независимой общественной активности, но всячески препятствует ей. Враждебная риторика про «пятую колонну» официальных властей в отношении демократической общественности переходит в реальную практику подавления любых позитивных ростков в гражданском обществе. В стране сведено к минимуму пространство легальной для деятельности независимых от государства агентов, и оно продолжает сокращаться. Для разворачивания любых типов действий его приходиться буквально отвоевывать у государства: от публичного медиа-пространства до физического пространства офисных площадей. В таких условиях организации гражданского общества могут выживать, но не способны ни развиваться, ни оказывать позитивное влияние на разрешение значимых для страны проблем. Переход организаций гражданского общества на политический уровень для изменения условий деятельности всего гражданского общества — это просто критическая необходимость. Без разрешения этой проблемы становится невозможным добиваться устойчивых результатов ни в экологии, ни в правозащите, ни работе с социально уязвимыми группами населения, т.е. ни в одной из тематических сфер деятельности», - отмечается в мониторинге.

Отсутствие согласованности
 При этом, при описании внешних трендов, обращается внимание на отсутствие консолидированной стратегии действий и все еще слабо выраженную субъектность белорусских НГО.

« Существующая в Беларуси разноголосица мнений относительно политики ЕС и стратегии перемен не позволяет достигать синергии действий внутри страны и внешней стратегии ЕС. Политика ЕС не согласована с деятельностью гражданского общества в Беларуси и наоборот», - говорится в документе.

В то же время в мониторинге позитивно оценивается формат «Европейского диалога по модернизации» , который создает хорошие условия для развития взаимодействия ЕС, белорусского гражданского общества и политической оппозиции. Однако ситуация в соседних странах не способствует развитию демократических процессов в стране.

«Ухудшение состояния с правами человека в Украине, очевидный авторитарный откат России, проблемное состояние гражданского общества в странах Восточного
 партнерства (за исключением Молдовы) не создают позитивных образцов и ориентиров для Беларуси», - сказано в мониторинге.

Состояние аморфной субъектности
 В нем также отмечается, что на протяжении последнего года в Беларуси был активным сектор спонтанных гражданских инициатив, затрагивавших самые различные проблемы: права рабочих, сопротивление уничтожению исторических памятников, противостояние вырубке парков, незаконной застройке, строительству вредных производств и т.д. При этом инициативы оставались в большинстве случаев изолированными и не способными отстоять свои
 интересы, а их связи с организованным гражданским обществом были достаточно слабы. Авторы мониторинга считают, что подъем такого рода низовой гражданской активности, традиционно нарастающий к периоду выборов (осень 2012 года) мог бы быть позитивным фактором для развития гражданского общества, однако внутреннее состояние аморфной субъектности последнего не позволяет воспользоваться этим подъемом. Таким образом, внутренние процессы и состояние гражданского общества Беларуси не позволяют ему ни противостоять негативным тенденциям, ни в полной мере воспользоваться позитивными шансами.

Расширение политического компонента
 При описании внутренних тенденций, в мониторинге отмечается, что Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства остается наиболее сильной и перспективной площадкой дл развития взаимодействия и консолидации гражданского
 общества.

«Однако приходится констатировать, что в период 2011–2012 годов Национальная платформа не смогла справиться с собственными внутренними противоречиями и разногласиями, что существенно замедляет ее развитие. Перспектива развития Национальной платформы лежит в расширении политического (policy) компонента ее деятельности и выходе на уровень общенациональных задач. Сужение деятельности Национальной платформы только до вопросов европейско-белорусского сотрудничества в условиях продолжительного конфликта белорусских властей с ЕС не дает ей достаточного пространства для деятельности», - подчеркивается в мониторинге.

Там также констатируется, что на протяжении года внутренний диалог в гражданском обществе развивался очень слабо, и наметившиеся в последнее время положительные тенденции не могут считаться устойчивыми.
 «Диалог между гражданским обществом и государством на протяжении года развивался скорее в форме конфликтных взаимодействий. Практически ни одна попытка диалога с государством по любым вопросам не нашла своего позитивного разрешения (возможно, за исключением обсуждения вопросов экономической либерализации при взаимодействии с ассоциациями нанимателей). Единичные успехи гражданского общества не могут замаскировать факт его общей слабости и не способности к достижению своих целей в ходе диалога (конфликта) с государством. В то же время, нерешенность принципиальных вопросов взаимодействия гражданского общества и государства на национальном уровне обрекает на не успех любые локальные инициативы по продвижению общественных интересов», - подчеркивается в документе.

Таким образом, вопрос консолидации и развития диалога внутри гражданского общества Беларуси остается первым и самым важным в повестке дня, делает вывод руководитель Центра европейской трансформации. По его мнению, без решения данного вопроса не следует ожидать хоть сколь-нибудь значительной динамики в любых других направлениях.

Источник: http://www.ej.by/